Предложения по участникам конкурса "Признание, гордость, почет" / Поисковый отряд «Экипаж»
В костромских болотах разбился американский самолет
15 Мая 2020, 17:20, K1NEWS.RU
Обломки двухмоторного бомбардировщика B-25 Mitchell обнаружили поисковики отряда «Эпипаж».
Фото: поисковый отряд "Экипаж"
Обломки самолета времен Второй мировой войны обнаружены в непроходимых болотах Солигаличского района – стало известно К1NEWS.RU. Разговоры о разбившемся бомбардировщике ходили давно, а точнее, больше 70 лет. В последнее время эта информация уже стала больше похожа на легенду, чем на исторический факт. Окончательную точку в этой загадочной истории поставил поисковый отряд «Экипаж». В его составе - офицеры запаса. Военные химики, все солидные и состоявшиеся люди. Сейчас они работают на гражданке, а все свободное время отдают увековечению памяти погибших на войне. О бомбардировщике, неизвестно как попавшим в костромскую глубинку, им рассказал известный поисковик Сергей Шиянов.
На протяжении трех лет мы собирали информацию, смотрели на карты - где это может быть, то есть откуда начинать поиск. Приняли решение выехать. Набросали путь на карте, и по этим наброскам нашли. Ну не то чтобы пришли и нашли, а просто было желание, - рассказывает боец поискового отряда «Экипаж» Николай.
На самом деле за скупыми словами поисковика скрывается по крупицам собранная у местного населения информация и выматывающий путь по глухим топям, где практически не ступала нога человека. Эти места неподалеку от деревни Большое Токарево считаются гиблыми, жители туда стараются не заходить. Поисковики признаются: на место авиакатастрофы привели даже больше не карты, а скорее интуиция. Приблизительное время падения самолета Mitchell B-25 - 1942 -1943 годы.
Бомбардировщик совершил аварийную посадку во время Великой Отечественной войны. То ли летел он на фронт, то ли перегоняли его с Дальнего Востока. По ленд-лизу самолеты океаном поставлялись на Дальний Восток, их собирали, а потом пилоты перегоняли их на военные аэродромы. Либо с Мурманска он летел, либо с боевых действий. Никто этой информацией не владеет. Мы записали номера агрегатов, сейчас будем делать запрос через военно -историческое общество. Чтобы понять - сколько человек было в экипаже, какое задание они выполняли, - вступает в разговор командир отряда Дмитрий.
Информация о количестве пилотов, так же, как и вся эта история, окутана тайной. Ходит несколько слухов: кто-то говорит, что их было двое, и они погибли. Другие утверждают, что в самолете летели четверо, и они выжили. А один из них после войны даже приехал в Солигалич и остался там жить. В любом случае, говорят поисковики, нужны точные архивные данные. Ну не мог бесследно в годы войны пропасть самолет и не оставить документальный след. И если станет известно, что были погибшие, поисковики намерены поднять их останки и предать земле.
Чтобы их поднять, надо все железо металлоискателем прозвонить, чтобы найти пряжки, пуговицы, ордена. А может, по донесениям выясним, где захоронили пилота, - рассказали поисковики, превратившие легенду в реальный факт.
Надо отдать должное тогдашним самолетостроителям - остатки бомбардировщика превосходно сохранились. Болты спустя 70 лет после сборки без труда откручиваются, на некоторых деталях есть даже следы краски. На месте стало понятно, что часть бомбардировщика за несколько десятков лет все-таки растащили местные смельчаки, рискнувшие идти по болотам. Исчезли практически все алюминиевые детали, но многое еще надежно хранится на месте крушения или жесткой посадки. Поисковики все остатки планируют вывезти и передать в музей вместе с историей экипажа.