Фотоальманах / Бабенко Геннадий Алексеевич

 

Жил-был я, 
Стоит ли об этом?

(С. Кирсанов)

Геннадий Алексеевич Бабенко. Родился 3 января 1955 года в небольшом городке Синельниково Днепропетровской области. Родился раньше срока, в 7 месяцев. Выхаживала бабка, а мать, работавшая тогда на железнодорожной станции, каждый вечер бежала с работы с тревожно бьющимся сердцем, припадала к окошку мазанки – лежит на печи кулек с мальцом – значит жив. И отпаивала гранатовым соком, привезенным с юга знакомым проводником. Выжил!

Предки в корнях семьи Бабенко   – украинские казаки. Все мужчины рода были крупными и статью, и характером. Все, так или иначе, были патриотами своей Отчизны не на словах, а на деле.             

Прадед Андрей – участник 1-й мировой войны. Долго находился в австрийском плену. Усвоил там немецкий язык и портняжье дело. Вернулся домой с трофеями – Георгиевским крестом и швейной машинкой «Зингер».  Обшивал все село.

Дед Филипп, 1908 года рождения, из крестьян –   участник Великой Отечественной войны. На фронте с 8 октября 1943 года, сапер штурмового инженерно-саперного батальона. Награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени и медалью «За отвагу». «Красноармеец Бабенко Филипп Андреевич за время пребывания в батальоне проявил себя как один из дисциплинированных бойцов. При форсировании реки Днестр расчет, в состав которого входил т. Бабенко, на пароме 14.04.44 г. под обстрелом противника переправлял на тот берег боевую технику и людей и когда тремя осколками был пробит понтон, т. Бабенко не растерялся и не смотря на сильный минометный огонь противника, быстро заделал пробоину, благодаря чему груз и люди были доставлены благополучно на место. За образцовое выполнение заданий командования т. Бабенко достоин правительственной награды – медаль «За Отвагу»,» - читаем в наградном листе на Бабенко  Ф. А. от 21.04.1944 года.

Отец, Алексей Филиппович, закончил сельхозтехникум по специальности пчеловодство. Но всю жизнь проработал на оборонных предприятиях. Последнее место работы – Всесоюзный научно-исследовательский институт сельхоз радиологии, заместитель директора по общим вопросам. Участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, организуя филиалы института в Киеве и Гомеле, непосредственно выезжая в радиоактивно-зараженные районы Украины, Белоруссии.

Мать, Надежда Ивановна, великая труженица. Сестра, Татьяна, младшая. Она родилась на пять лет позже, в Сибири.

Детство Гены прошло на Украине. Родители переехали на новое место службы отца в закрытый город в Сибири Томск-7.  А маленького Генку оставили на попечение бабушки Марии и деда Филиппа. Речка Толока, село Решетиловка.   Гостинцы с ярмарки из Полтавы. Вишня ведрами, ковер груш под ногами… Рос, как трава в поле, свободным и шустрым. Рано начал читать. Когда пришло время идти в школу, родители забрали в Томск-7.  Вольница кончилась.

Отец был очень строг. Его слово не подлежало обсуждению. Нужно было доказывать, что ты имеешь право голоса. А для этого ты должен что-то важное в этой жизни сделать. Кем-то состояться.

Генка пытался противостоять отцовской тирании. Уходил из дома, ночевал у друзей и в подвале дома. Мать носила еду и одежду, плакала и уговаривала вернуться домой. Жег пальцы на раскаленной электроплитке, чтобы не ходить в музыкалку, где учился играть на скрипке. Какая скрипка! Когда пацаны во дворе гоняют в футбол и поднимут на смех. (Став взрослым, жалел, что перелом руки лишил возможности играть на скрипке. А мизинец на правой руке всегда манерно торчал в сторону.) Потом образовалась совсем криминальная компания, за проделки которой можно было реально угодить за решетку. Учиться стал плохо. Много прогуливал. В седьмом классе оставили на второй год.  И можно было ожидать «плохого конца», но спасла ЛЮБОВЬ. Та самая, первая! Она звалась Галина. Все перевернулось. Протестующий подросток испарился на глазах. Мальчик вырос. Перехватив однажды руку отца, твердо сказал, что уйдет из дома навсегда, если тот еще раз попытается рукоприкладствовать. Захотелось быть первым в учебе. В школу вместе, из школы – вместе.  Со своим и ее портфелем в руках. Галя помогла наверстать упущенное в учебе. В 1973 году закончил с вполне хорошим результатом школу № 197 города Томск-7.  Пробовал поступать на археологический факультет, но не дотянул в баллах.   Отец опять попытался решать за него – устроил на Сибирский химкомбинат слесарем КИПиА с «броней» от службы в армии. Но Гена сам пошел в военкомат и написал заявление о желании служить.

И в мае 1974 года оказался в десантных войсках. Воинская часть 71211 была расквартирована в городе Костроме.  Служба не была легкой.   22 прыжка с парашютом в жару и холод. Вафли и сало в качестве пайка. Но всегда в воспоминаниях звучала ностальгия по этому времени. В полку не приветствовалась «дедовщина», была дисциплина, стоявшая на взаимном уважении. Уже в первый год службы он стал заместителем командира взвода радиационной химической разведки. Повезло с командиром.  К сожалению, не помню его имени. Кажется, звали его Александр Иванович.  Долгие годы позже их связывала дружба.  И кроме службы, политинформаций, самоволок (куда ж без них!), были дела воспитательные.  Полк тогда шефствовал над средней школой № 30.  Директором была Епифанова Галина Ивановна, а военруком Сосипатров Федор Иванович, ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы. Школа имела глубокие традиции патриотического воспитания. Одни из первых ученики поставили на заработанные деньги памятник воинам Великой Отечественной у школы. Игра «Зарница» проводилась с участием десантников из шефствующего полка. И все было «взаправду». Именно там, еще в школе, Гена встретился с девятиклассником Игорем Баландиным, через пару лет судьба свела их за одной студенческой партой.

В мае 1976-го – долгожданный «дембель»! Рванул домой, к Гале. И не мог поверить, что ЛЮБОВЬ кончилась. Да еще так предательски – Галя вышла замуж за несколько месяцев до его возвращения. Измена любимой сводила с ума. Не находил себе места. Ну, почти как в фильме Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных». Не знал, куда сбежать от ярости и своей беспомощности. Поехал в Кострому. К другу - командиру. Сидели на кухне в его «хрущевке», пили водку, ели манты, заботливо приготовленные женой командира Сашей и решали, как жить дальше.

А дальше было поступление на историко-педагогический факультет пединститута имени А.Н. Некрасова. До того, как дали место в общежитии, жил у командира, спал на кухне на полу. В первые же дни, еще во время вступительных экзаменов, сложилась веселая и дружная компания. Сергей Осипов, Андрей Ухличев, Игорь Баландин, Коля Беляев, Саша Еременко, Коля Забелин, Сергей Кузнецов… Дружба навсегда. Гена был самым старшим среди них. Учеба давалась легко, а потому рвение  как-то быстро угасло. И «отлично» в «зачетке» все чаще перемежались с «удовлетворительно». Хотя предметы, которые вызывали  интерес (курс новой и новейшей истории, например), всегда были на «отлично».   Но жизнь на истпеде всегда была не только учебой. Истпед  был кузницей кадров будущих комсомольских и партийных работников. А потому были смотры художественной самодеятельности, педотряды, выездные на село агитбригады, колхоз, всесоюзные и местные пионерские лагеря и стройотряды…   Бабенко уже тогда «имел вес» и среди студентов, и среди преподавателей. На всех комсомольских, партийно-комсомольских собраниях факультета всегда ждали его выступления. Его выход к трибуне, как правило, сопровождался одобрительным гулом и аплодисментами. Командир областного зонального стройотряда – это большая работа и большая ответственность! Отряд был одним из лучших в регионе.

На четвертом курсе в очередном стройотряде в Буе познакомился    со Светланой Пивоваровой из технологического института.  Решили пожениться. Жили у ее родителей в Заволжье, на улице Крупской. Света преподавала в технологическом институте, писала диссертацию. Отношения с тестем не были теплыми. Человек из бывших военных, он и семейный быт молодых пытался построить под свой «устав».  И еще случилась трагедия -  желанная дочка прожила всего несколько часов; родовая травма черепа.

Вариантов работы по окончании института было несколько. Распределительная комиссия оставила в Костроме. Предлагали пойти преподавателем и начать заниматься «наукой». Но ему показалось скучным сидеть за учебниками. Авторитет был высок. Потому был избран освобожденным секретарем комсомольской организации пединститута; по штатному расписанию должность относилась к Ленинскому райкому ВЛКСМ. Еще преподавал у «заочников». Но хотелось иного. Тем более, что и семейная жизнь не задалась окончательно. Ушел в общежитие, договорившись со Светой, что бракоразводные дела оставят до ее «защиты». А потом уехал в Обнинск Калужской области. Там после Томска-7 обосновались родители и сестра. 

Обнинск, молодой город передовой науки среди лесного массива с широкими проспектами, современной жилой застройкой, устроенной социальной инфраструктурой   и снабжением почти столичным.  Все институты и предприятия связаны с радиологией и космосом. В Доме науки - частые гости самые известные актеры, ученые, журналисты-международники. Школа № 10 была одной из лучших. Здесь Геннадий Алексеевич начал работать организатором по внешкольной и внеклассной работе, преподавать историю. Директор школы, которого все уважительно величали по отчеству  «Калиныч»,  стал образцом для подражания. Да и сам «Калиныч» не оставлял без внимания своего помощника, видя в нем преемника. Именно за ним были решающие слова при рассмотрении вопроса о приеме молодого педагога  в члены КПСС. Праздник выпускников «Алые паруса» у огромного, почти в полный масштаб деревянного фрегата в одном из дворов рядом со школой, Вахта памяти, «Что, где, когда?» с командами учащихся и  учителей, Дни науки, лыжные походы с ночевкой и песни под гитару у костра. Среди выпускников школы известный автор самодеятельной песни Миша Щербаков. Его песни у всех на устах. И еще «трудные» подростки, которых Геннадий Алексеевич  брал с собой в походы от Минска до Хатыни и заражал идеей создания музея боевой славы. Вероятно, знал по себе, как трудно быть «трудным». И ироничное прозвище «Клетчатый» (Гена носил тогда пиджак в черно-белую клетку) после разговоров «по душам» и общих трудов перерастало в уважительное «Генсеич».   

В апреле 1986-го Светлана Бабенко защитила диссертацию. И они поставили точку в браке. Приехал в начале мая в Кострому, сходили в ЗАГС, оформили бумаги, коротко «отметили» в ресторане событие и расстались.

По странному стечению обстоятельств вечером того же дня Гена появился на пороге моего дома с предложением: «Шавитова, выходи за меня замуж!». Что было поводом для этого предложения, мы так и не разобрались. То ли пьянящее чувство свободы, то ли вино, коего в тот день было им с друзьями выпито не мало «за встречу»… Но предложение это я сочла за шутку. В доме моем он был не впервые.  Я рано осталась одна. Мама умерла, когда мне было 19, а отец через год женился и уехал в Киев. Студенческое братство истпеда имело тут и стол, и кров. Здесь справляли свадьбы и Дни рождения. Здесь пережидали в поисках   съемных квартир. Здесь писали ночами сценарии. Или отъедались варениками и домашней колбасой, когда приезжали мои отец и мачеха, для которой мы все были голодными студентами. Общие друзья и общая работа по комсомолу нас сдружили к тому времени уже давно. Я была редактором институтской газеты «Педагог», когда Гена был секретарем комсомольской организации. И когда Гена ушел из семьи, до получения комнаты в профилактории он несколько дней  жил в доме на улице Козуева. И писал мне дружеские письма после своего отъезда в Обниск.

Однако, Гена еще раз произнес свое предложение уезжая в Обнинск. И на вполне трезвую голову. А согласие я ему дала телеграммой через несколько дней. «Свахой» стал Володя Бухвиц, отреагировав на мое сообщение о предложении руки и сердца: «А чего не соглашаешься-то? Ну и дура! Это же Бабенко!».

А дальше были письма по два на дню и бесконечные междугородние телефонные звонки (за них нам пришлось еще долго платить уже после свадьбы). А потом он привез ко мне двух своих выпускников поступать на истпед (Эльку Маломужеву и Кирилла Степаненко). А потом приехал с детьми в поход по Костромской области, дав мне задание – узнать, как нам подать заявление в ЗАГС. Ушел и пропал. Сотовой связи тогда не было. Вернулся уставший, измотанный, тремя днями позже срока. Стирали джинсы и кроссовки, сушили их несколько часов над газовой плитой, чтобы жених имел приличный вид, а не смахивал на бродягу. Свадьба состоялась дня через три, 30 августа. Дом был полон – столы почти через всю квартиру.   Колбасы, куры,  овощи,  фрукты – все из Киева  привезла моя заботливая мачеха. И никто тогда еще не знал про последствия Чернобыля.  

В ноябре Гена забрал меня в Обнинск. Поселились у его родителей. Пытались поменять мою «двушку» на какое-нибудь жилье в Подмосковье. Я поступила на работу в ВНИИСХР в архив. Наступило время ожидания ребенка. Квартирный вопрос никак не решался. Поэтому сама собой напрашивалась мысль о возвращении в Кострому. Закончился учебный год и Гена написал заявление об уходе. «Калиныч» был расстроен, но помочь решить жилищный вопрос не мог.

Мы вернулись в Кострому. Гена отправился в школу № 34, зная, что там есть вакансия  организатора по внешкольной и внеклассной работе и часы истории. Но директору школы Л. П. Алядиновой он почему-то «не глянулся». Вопрос трудоустройства пока был отложен. Разбирали коробки, расколачивали ящики с книгами, делали ремонт, вили свое семейное гнездо. 21 июля 1987 года родился сын Никита. Вопрос отсутствия работы Гена переживал тяжело. Оказаться невостребованным – опыт не из приятных. Помог Володя Бухвиц. Он тогда работал секретарем комсомольской организации химико-механического техникума. Узнав о наших проблемах, через пару дней позвонил и сказал, что Гену ждут на собеседование в техникуме. Есть вакансия заведующего электротехнического отделения! «Где я и где электричество?» - удрученно вздыхал претендент. Но согласился и даже с некоторым энтузиазмом начал осваивать учебно-административную работу.

Еще осенью приходили поздравить с рождением сына мои учителя из школы № 7, «старые шкрабы», Писемская Галина Владимировна и Павлова Светлана Николаевна.  Завуч и секретарь парторганизации школы № 7. Именно они инициировали письмо в Ленинский райком партии с предложением назначить директором школы Бабенко Г.А. По всем тогдашним требованиям он подходил – молодой, мужчина, с высшим педагогическим образованием, член КПСС, уже имеет кое-какой опыт педагогический и управленческий. Уговаривать не пришлось.  Согласился сразу -  с февраля 1988-го был представлен в качестве руководителя коллективу школы № 7. Кто бы мог представить еще лет 7 назад, что хулиган и второгодник станет директором школы! Планов было громадье.

Тогда, в 80-е, благодаря телевидению, вся страна знала имена ведущих   "педагогов-новаторов" -  Амонашвили, Тубельский, Ильин, Днепров, Шаталов… У каждого из них были свои подходы. Но   в основе была "педагогики сотрудничества". Воспитание должно быть ориентировано на развитие внутреннего  мира ученика, а процессы обучения и воспитания разделяться не должны - это единое органичное целое. В школах, построенных на такой педагогике, учителя не ставили себя выше детей - они были просто рядом, решая задачи вместе со своими ребятами. Неформальные творческие дела, воспитывающие нравственного человека, коммунарские сборы, обсуждения книг, научные экспедиции, аукционы знаний.

Среди этих славных имен новаторов особенно притягательным для Геннадия Алексеевича было имя Владимира Абрамовича Караковского, директора Московской школы № 825. Может быть потому, что в этой школе учебный день начинался с общего круга и  песен.  Когда дети  и педагоги чувствуют плечо друг друга, когда их голоса сливаются воедино, тогда, как считал Владимир Абрамович, и начинается таинство процесса воспитания, которое потом продолжается на уроках и вообще в школьной жизни. А может быть еще и потому, что Караковский  призывал:  «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо!».

Именно такая школа стала мечтой молодого директора и его  единомышленников. Среди них выпускник школы Сергей Каморин, ставший организатором воспитательной работы, Татьяна Бильгильдеева, пришедшая работать в  созданный педагогический класс. Поддержка была и у ветеранов педколлектива, хотя не всегда все было бесспорно. Были установлены деловые связи с Московской школой № 825 Караковского. Ребята с учителями ездили к ним на коммунарские сборы и принимали делегацию москвичей с ответным визитом.   В школе был спланирован поэтапный ремонт. Наконец-то были приведены в порядок спортзал и столовая. Все то, что уже было в педагогическом  багаже Геннадия Алексеевича,  получало новую жизнь в школе № 7: летние походы по местам боевой славы и восстановление сельских памятников по пути следования, спортивные соревнования с участием команды учителей, педагогические советы о внедрении в практику школы «педагогики сотрудничества»…

В июне 1990 года, неожиданно раздался звонок от Александра Воронина - председателя Малого Совета Костромского городского Совета народных депутатов. Последовала встреча и предложение сменить работу. Решение принять или отказаться от предложения было мучительным. Не хотелось бросать начатое любимое дело, школу, которая только-только вдохнула свежий глоток обновления,  людей, которые в него поверили. Самоуверенность никогда не была ему присуща. Потому были сомнения в собственных возможностях. Слишком крутым был масштаб ответственности – социальная сфера города.  Но согласие дал. Решением второй сессии 21-го созыва городского совета народных депутатов от 5 июля 1990 года Бабенко Г.А. был избран заместителем председателя горисполкома и с 17 июля приступил к работе. Так завершилась работа педагогическая. И началась служба государева.

В горисполкоме в 90-м складывался тот коллектив единомышленников, который мы теперь именуем «командой Коробова». Уже через год был принят закон о местном самоуправлении, горисполком сложил свои полномочия и с 24 февраля 1992 года к работе приступил аппарат Администрации города. Та самая первая Администрация, на долю которой выпали распад великой страны, развал экономики, отсутствие пенсий и зарплат в бюджетной сфере, реальная угроза голода, всеобщий дефицит,  ГКЧП, безработица, аферы с акциями «МММ», коллапс системы ЖКХ… Оглядываясь на 90-е, удивляешься «насыщенности» жизни политическими, социальными и экономическими катастрофами.  Для того, чтобы  город  выжил, нужны были неординарные решения.  Нужны были люди, умеющие найти эти неординарные решения, имеющие смелость их отстаивать, и главное – нести ответственность за их последствия. И такие люди были в «команде Коробова».

В Администрации города Г.А. Бабенко проработал без малого 13 лет -  с 1991 года по 2004 год. Почти все это время на должности заместителя главы администрации (с 18.09.2000 по 17.03.2001 короткий период работы в ЗАО «ОРТАТ», а с 19.03.2001 по 01.12.2002 – работа на должности начальника Управления по подготовке празднования 850-летия основания г. Костромы, международным связям и туризму).  В его компетенцию входили самые остро стоявшие в тот момент вопросы социальной сферы, которые касаются каждого жителя города ежедневно: здравоохранение, образование, культура и спорт, социальная поддержка населения. 

Наверное, одним из самых значимых качеств Бабенко Г.А. как руководителя было умение находить единомышленников, профессионалов своего дела. Макарова Тамара Ульмасовна, Зайцева Валентина Михайловна, Вахаев Леонид Владимирович, Шаблова Екатерина Александровна, Бакланов Павел Борисович, Кочетова Ирина Александровна – вот те, на кого он полагался, как на себя, кому доверял, в правильности действий которых был уверен. Он умел слушать людей и слышать, умел увидеть ту или иную проблему совершенно с неожиданной точки зрения и найти неожиданное решение. Не помню случая, чтобы Бабенко Г.А. повышал голос на подчиненных,  устраивал «разбор полетов», искал виноватых. Он всегда разделял ответственность за промахи и ошибки наравне со всеми.

И еще одно качество Гены – он не был тщеславен. И никогда не стремился присвоить себе ту или иную идею или успех мероприятия. Он понимал, что успех  чего-либо определяется не только (а иногда и не столько)  ролью руководителя, а прежде всего трудом конкретных людей, конкретных исполнителей.

Идею фестиваля «Вехи», приуроченного к празднованию 380-летия Дома Романовых, первым высказал актер  костромского драматического театра Анатолий Жадан. Поначалу казалось, что идея организации фестиваля  такого масштаба в такое непростое время совершенно утопична. Среди пунктов программы были, между прочим, воссоздание памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину скульптора В. И. Демут-Малиновского, восстановление  Успенского и Богоявленского соборов Костромского Кремля, что вообще воспринималось как бред сумасшедшего. А вот прошло немногим более двадцати лет, и мы уже видим строительную технику на склоне кремлевской стены. И  считаем   это  необходимым и вполне реальным делом.   Фестиваль предполагалось проводить ежегодно.   

Своим энтузиазмом А. Жадан  смог заразить директора Художественного музея В.Я. Игнатьева и его заместителя С.В. Рубанкова. С этой идеей они обратились к Г.А. Бабенко и нашли поддержку у Б. К. Коробова. Начались переговоры с Министерством культуры и бесконечная переписка и поездки в Москву по правительственными инстанциями прежде всего по вопросам финансирования проекта. Была создана Дирекция фестиваля, в состав которой вошел и А.Жадан. Генеральным директором был назначен С.В. Рубанков. Но   фестиваль не состоялся бы без работы всех подразделений и служб Администрации города.  

Фестиваль «Вехи»  прошел с 28 мая  по 6 июня 1993 года. Были произведены реставрационные работы здания и интерьеров Дворянского собрания, приведены в порядок центральные улицы, площади, скверы и парки. В присутствии великокняжеской семьи с благословения епископа Александра был основан Романовский фонд. Космонавты Авдеев Сергей Васильевич и Соловьев Анатолий Яковлевич вручили сувениры с символикой Дома Романовых, побывавшие на космической орбите (ювелирные пасхальные яйца). Прошли театральный фестиваль памяти драматурга Островского, концерты ведущих музыкальных коллективов страны,  художественные выставки, увидели свет уникальные краеведческие издания (например репринтное издание  «Празднование Трёхсотлетия Царствования Дома Романовых в Костромской губернии 19—20 мая 1913 года» Н. Н. Виноградова). Апофеозом фестиваля без сомнения стала   постановка Большим театром в стенах Ипатьевского монастыря оперы Михаила Глинки «Жизнь за Царя». … Это был действительно праздник. Многие мероприятия фестиваля были бесплатными для горожан. Главным назначением фестиваля стало понимание необходимости сохранения и восстановления культурного и исторического наследия, какими бы ни были смутные времена.   

По организации музыкальной части фестиваль «Вехи» курировал заместитель начальника Управления по делам музыкальных искусств Министерства культуры России Любицкий Александр Юльевич. Именно благодаря ему через год Кострома познакомилась с Московским  театром "Новая Опера". Однажды вечером в нашем доме раздался телефонный звонок. Александр Юльевич восторженно восклицал: «Вы должны это видеть! Это обязательно надо привезти в Кострому!» Он только что вернулся с премьеры из театра «Новая Опера».  Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр «Новая Опера» был основан в 1991 году по инициа­тиве выдаю­щегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы  Юрия Лужкова.

Я работала тогда в Дирекции фестиваля «Вехи» и непосредственно занималась   организацией гастролей. Летом 1994 года спектаклем "Мария Стюарт" Гаэтано Доницетти театр открыл второй сезон Международного историко-художественного фестиваля "Вехи". Обескураживало, что признанный в оперном мире театр,  только что вернувшийся после выступлений из Нью-Йорка в Карнеги-холле, выступает на провинциальной сцене.  Потряс костромичей грандиозный концерт духовной музыки в Богоявленском соборе. Это было первое в истории Костромской епархии  выступление   музыкального коллектива в стенах храма. В программе выступлений театра с 16 по 22 июня 1994 года  были спектакль "Руслан и Людмила", музыкальный дивертисмент "Россини", концерты симфонической музыки и сольные выступления солистов театра.

Г.А. Бабенко связывала теплая дружба с Е.В. Колобовым до последних дней его жизни. В то время театр не имел своей сценической площадки. Шли строительные работы здания театра в Москве в саду «Эрмитаж». Евгений Владимирович сам руководил строительством  и  оформлением театра. Нужно было изготовить занавес. Колобов искал, где это можно сделать. Геннадий Алексеевич обратился за советом к Евгению Вячеславовичу Радченко – бывшему начальнику художественной мастерской Костромской фабрики имени Октябрьской революции. По его рекомендации эскиз занавеса был выполнен костромским художником Сергеем Владимировичем Джериным, а соткали занавес на фабрике АО «Лен».

27 декабря 1997 года   состоя­лось торжественное открытие сцены театра «Новая Опера» — масштабный гала-концерт, в котором солисты, хор и оркестр театра исполнили фрагменты из всех созданных театром спектаклей. Звезды мировой оперной сцены Паата Бурчуладзе, Дмитрий Хворостовский и солисты американской «Эбони-Оперы» блистали во втором отделении концерта. Церемония открытия прошла при участии Мэра столицы Ю. Лужкова, а также супруги Президента России Н. Ельциной. Среди гостей были и костромичи – Б.К. Коробов, Г.А. Бабенко, С. В. Джерин с супругами.

Гастроли «Новой Оперы» стали в Костроме традиционными и продолжаются почти два десятилетия.

Трудно перечислить все те события и проблемы, которые решались Администрацией города в 90-е годы прошлого века и в начале 2000 – х годов.

С 1991 года городе началось вариативное обучение. Появляются гимназии, лицеи, предметные и профильные классы, частные школы. Появляется на улице Лагерной в Костроме первая мужская гимназия (директор Иванов Валерий Львович).

Восстановлен институт Почетных граждан города Костромы, традиционным становится празднование Дня города, проведение фестивалей «Весенняя Кострома» и «Осенняя Кострома». Учреждена премия за достижения в области развития культуры, искусства и науки. С согласия академика Дмитрия Сергеевича  Лихачева она получила его имя. Премия присуждается за создание литературных, музыкальных произведений, художественных полотен, поэтических сборников, циклов передач на радио и телевидении о Костроме и костромичах, за лучшие журналистские работы, а также за сохранение и приумножение народных традиций в художественном и музыкальном творчестве, за выдающиеся успехи в области театральной деятельности, в российских и международных конкурсах и выставках. Лауреатами премии им. Академика Д.С. Лихачева за эти годы стали более трех десятков костромичей. Награждение премией, как и чествование Почетных граждан традиционно проходит во время празднования Дня города.  

В 1992 году в Костроме прошел международный детский фестиваль «Русская ярмарка в Костроме». При поддержке города был создан первый в России частный театр народного танца «Кострома», муниципальный камерный театр под руководством Б.И. Голодницкого.     В 1996 году на проспекте Мира открыта  Муниципальная художественная галерея города Костромы, которая развивается как музей современного искусства.

В 1991 году Постановлением Правительства принято решение - ежегодно проводить «Дни славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый раз становился какой-нибудь новый город России. Такая честь выпадала и Костроме в 1996 году. Когда-то, в монастырской библиотеке хранился ценнейший памятник письменности, один из древнейших летописных сводов - "Ипатьевская летопись". В 1996 году, в Дни славянской письменности, "Ипатьевскую летопись" (она требует специальных условий хранения) впервые за много лет привезли в Кострому   из  Академии наук в Санкт-Петербурге. Эта уникальная возможность была предоставлена благодаря помощи Соболева Владимира Семеновича, костромича, работавшего тогда директором Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. Костромичи смогли посмотреть памятник письменности и услышать его истории.

В 2002 году   было отмечено 850-летие города Костромы, во время праздника открыт памятник князю Юрию Долгорукому. Кострому посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Многие  начинания, зародившись в городе, стали областными, региональными или Всероссийскими. Вспомним   события, которые делали жизнь Костромы яркой и интересной.

Школа конькобежного спорта в Костроме была очень сильна, не смотря на отсутствие крытого катка или искусственного льда.  Конькобежец Александр Голубев еще в 1989 году вошёл в состав сборной команды СССР по скоростному бегу на коньках.  В 1992 году участвовал в Олимпиаде в Альбервиле на дистанции 500 метров.  А   1994 год  стал для него и его соотечественников  триумфальным! На Олимпиаде в Лиллехамере он занял 1-е место, став первым в истории российским чемпионом зимних Олимпийских игр на дистанции 500 метров, установив новый олимпийский рекорд — 36,33 секунды. Всероссийские соревнования по конькобежному спорту "Крещенское созвездие" в Костроме стали площадкой для открытия новых имен в спорте.  Первые соревнования прошли в январе 1992 года. У истоков их стояли известные тренеры Савельевы и меценат, спонсор многих городских и областных мероприятий  Даварашвилли Харитон Иосифович (АО «Ортат» (б. «Фармация»).  Много трудов было вложено и Администрацией города для  организации первых соревнований, прошедших на  стадионе «Спартак»

В феврале 2003 года Кострома принимала   девятые Всероссийские соревнования юных хоккеистов клуба "Золотая шайба". Нешуточные ледовые баталии собрали немало болельщиков. Победителем стала костромская "Искра"                        

Благодаря поддержке Г.А. Бабенко и  Л.В. Вахаева с 1 апреля 1994 года  в усадьбе Следово (Судиславский р-н) открылся межшкольный биологический центр. Следово – одна из старинных усадеб на Костромской земле, сохранившаяся до наших дней. Владельцами ее были костромские дворяне Карцевы (Карцовы), немало послужившие развитию Костромского края. Новая жизнь усадьбы во многом связана с именем Юрия Петровича Карвацкого. Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, ветеран труда,  Ю.П.Карвацкий с 1965 года работал учителем, завучем, директором школы № 32 города Костромы. Под его руководством в костромской школе № 32 создан один из лучших кабинетов биологии в городе. С 1972-1976 гг. преподавал биологию на французском языке в Народной Республике Конго. Собрал и привез в Кострому уникальную коллекцию беспозвоночных, равной которой нет в регионе и сейчас. С 1982 года он организовал в усадьбе «Следово» лагерь труда и отдыха для учащихся школы № 32. Под его руководством дети начали восстанавливать разрушенную дворянскую усадьбу, разбили плодовый сад, расчистили пруд, здесь возникли цветники, альпинарии,в здании центра появились многочисленные аквариумы. О его высоком авторитете у школьников может говорить даже сокращение от имени-отчества «Юпитер», которым они его уважительно величали. В 1994 году Юрий Петрович стал директором эколого-биологического центра «Следово». Усадьба развивается как единая система – памятник истории и культуры – природоохранная территория – образовательное учреждение. И после смерти Карвацкого Ю.П. ежегодно «Следово» принимает более 300 учащихся в летний оздоровительный лагерь и тысячи детей и взрослых на учебные экскурсии по истории усадьбы и ландшафтным композициям, традиционным стал ежегодно проводимый в усадьбе Бал цветов.

Нельзя не вспомнить о таком явлении как шефство над экипажем атомной подводной лодки К-276, получившей 15 ноября 1996 года  наименование "Кострома". То были в прямом смысле голодные времена для Российского флота. Костромичи   собрали несколько грузовых фур гуманитарной помощи  нашим морякам и их семьям. Усилиями наших краеведов и художников был создан в кают-кампании музейный центр об истории Российского флота и костромичах –моряках. Стало традицией направлять костромичей на службу в Видяево на подшефную лодку.   На территории дислокации дивизии подводных лодок на пожертвования костромичей  был построен Никольский храм по проекту костромского архитектора-реставратора Леонида Васильева. Это шефство продолжается и теперь. Наш Костромской край не оставляет без попечения моряков-подводников.  

Хочется отметить, что Г.А. Бабенко за большими проектами всегда видел отдельного человека. Особенно того, кто нуждается в помощи и поддержке. Так было с молодым художником, еще подростком Сашей Власовым.  Саша с рождения страдает тяжелым недугом (детский церебральный паралич), и всю свою жизнь он проводит в ограниченном замкнутом пространстве квартиры. С детства он увлекся рисованием портретов известных людей страны и нашего края.  Портреты эти очень разные, смешные и серьезные, но всегда несом­ненно талантливые, умные и доброжелательные. Зная о недуге Саши, удивительны эти работы еще и тем,  что каждый штрих дается художнику с большим трудом. Познакомившись с семьей Саши, с ним самим, Г.А. Бабенко принял сердечное участие в судьбе молодого художника. Благодаря Х.И. Даварашвилли  для Саши была куплена современная  инвалидная коляска. Было организовано несколько персональных выставок.  Имя Александра Власова стало известным не только в Костроме, но и за ее пределами. Саша стал   стипендиатом Всесоюзного детского фонда и московского молодёжного патриотического центра «Отчизна молодая» (1991), лауреатом журнала «Крокодил» (1992), лауреатом международной благотворительной программы «Новые имена» (1994). Окончил филологический факультет Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Литературовед, кандидат филологических наук. Сфера научных интересов — русская литература XIX и XX веков, проза, поэзия, эволюция жанров. Автор ряда статей и монографии «“Стихотворения Юрия Живаго” Б. Л. Пастернака (Сюжетная динамика поэтического цикла и “прозаический” контекст)».

Но жизнь города состояла не только из праздников. Прежде всего стоит помнить , что первое десятилетие работы Администрации города было  отмечено постоянной социальной напряженностью, вызванной   резким падением уровня жизни граждан, безработицей, чрезвычайной финансовой ситуацией в связи с невыплатой заработной платы, пенсий.   В условиях социально-экономического кризиса принимались решения  о социальной поддержке наиболее нуждающихся категорий граждан:  предоставление льгот  по родительской оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, введении бесплатного проезда в городском транспорте для учащихся средних школ,  вопросы    улучшении лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений города Костромы  в социальной защите, велся поиск    путей стабилизации ситуации с выплатой пенсий жителям города. Начало 1997 года и   конец 1998 года были отмечены социальной напряженностью, вызванной   чрезвычайной финансовой ситуацией в связи с невыплатой заработной платы работникам бюджетных организаций. Из-за недостаточного финансирования возникли серьезные проблемы с обеспечением питания в больницах, школах, детских дошкольных учреждениях, приобретением лекарственных препаратов и предоставлением льгот по отпуску лекарств ряду категорий населения. Все это послужило причиной присоединения большинства коллективов образовательных учреждений к общероссийской забастовке учителей.   О готовности присоединиться к забастовочному движению тогда заявили медицинские работники, работники культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с экономическим кризисом почти все предприятия города отказываются от содержания ведомственных инфраструктур социальной сферы, в том числе ведомственных детских садов, детских яслей, ведомственных поликлиник и профилакториев. Эти учреждения передавались на баланс города. В конце 90-х годов резко упала рождаемость в городе. В связи с эти снизилось необходимое количество мест в детских дошкольных и школьных учреждениях. Пришлось срочно сокращать сеть дошкольных учреждений и количество учебных классов в школах…

После увольнения из Администрации города для Г.А.  наступили непростые времена. Он не мог просто  числиться на работе и получать зарплату. Ему нужно было живое дело. И дело масштабное. Вот почему он не смог работать в Фонде поддержки предпринимательства при областной Администрации. Очень не просто  ему работалось и главным специалистом в Областном комитете спорта. Новые горизонты для него забрезжили, когда неожиданно состоялось назначение  на должность директора Департамента культуры области.

Последней гаванью стал  «Костромской областной учебно-методический центр» (КОУМЦ) – учреждение  дополнительного профессионального образования, консультирования и методического сопровождения учреждений отрасли «Культура».