Участники проекта «Костромичи - взгляд через столетие» / Куколевская Ольга Святославовна

На храм Петра и Павла поставим КВЦ?

Северная правда, 04.12.2012

     О том, как ещё не построенный культурно-выставочный центр костромского художника Олега Молчанова изменит архитектурный облик исторического центра губернской столицы, сегодня дискутируют немногие из тех, кто знаком с этим проектом.
     И не мудрено: в центре города заслуженный художник России планирует уместить под одной крышей галерею, археологический музей, школу-студию, гостиницу, ресторан и часовню. Добавляет масла в огонь споров и то, что строить новый КВЦ планируется на месте разрушенного храма Петра и Павла — на площадке между театром кукол и зданием офтальмологического отделения бывшей второй горбольницы с легендарной «щемиловской горкой» в придачу.
Различные мнения по поводу этого строительства мы и попытались собрать в рамках одного газетного материала.

     Общее и частное
     Костроме нужно больше выставочных площадей — теорема, доказать которую художники и музейщики пытаются уже не первое десятилетие. Те же, кто в помощи «свыше» разуверился, начали выставляться и выставлять на личных или лично арендованных квадратных метрах.
Дебютировал Сергей Маковей, обустроивший первую в истории Костромы частную галерею. Андрей Захаров продолжил: в июле 2011-го флигель-лавка при старинной усадьбе Метёлкиных превратилась в галерею одного художника.

     Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Фото начала XX века

     Спустя месяц после её открытия Олег Молчанов заявил о намерении создать собственный культурно-выставочный центр. От частных галерей-предшественниц отличающийся главным — совершенно не провинциальным масштабом.
Кроме экспозиции полотен самого хозяина КВЦ здесь, по планам застройщика, должны выставляться картины российских и зарубежных художников прошлого и настоящего. Здесь же автор проекта планирует проводить концерты и творческие встречи и разместить художественную школу-студию. «Школу - для тех, кто уже имеет профессиональную подготовку и мечтает совершенствоваться дальше. Студию — для тех, кто хочет развиваться как любитель», - обещает Олег Молчанов.
Понравилась Олегу Молчанову и идея создания в КВЦ археологического музея. «На этом месте ведь городище было с XII века, поэтому проведём полную археологию. И кроме тех артефактов, которые обнаружим в ходе раскопок, поместим в музей массу артефактов из фондохранилищ», - сообщил «СП» художник-застройщик.
В том, что археологические работы окажутся плодотворными, сомневаться вряд ли приходится. Участок, где Молчанов планирует возводить комплекс, относится к культурному слою по берегам реки Сулы, формировавшемуся в XII-XVIII веках.
     Часть исторического ядра
     В соответствии с генеральным планом города участок этот считается частью его исторического ядра, пояснила «СП» начальник отдела городского кадастра и градостроительных планов управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы Елена Янова. «Генплан определяет территории, а Правила землепользования и застройки в свою очередь устанавливают зоны и основные виды разрешённого использования земельных участков в этих зонах, - уточнила она. - Данный участок расположен в зоне административно-делового назначения исторического ядра города, в которой основными видами разрешённого использования как раз и являются музеи, выставочные залы, галереи, библиотеки и тому подобное».

     Кострома. Декабрь 2012 года

     Однако, как заметила Елена Янова, градостроительные регламенты на эту зону не распространяются: каким образом использовать земли, расположенные здесь, до недавнего времени определял департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области (теперь этим занимается областной департамент культуры). Только после его заключения специалисты управления территориального планирования могли приступить к разработке градостроительного плана участка.
Сегодня позицию реорганизованного департамента госимущества поясняет первый заместитель директора департамента культуры Костромской области Светлана Шаповалова: «Проект Олега Молчанова полностью отвечает градостроительным тенденциям Костромы. В том числе и потому, что закрывает одну из «дыр» в периметре центра города».
Правда, как удалось выяснить «СП», с такой точкой зрения согласны далеко не все.

     «С учетом согласования с епархией...»
     Изначально, еще в конце сентября 2011 года, муниципальная комиссия по земельным вопросам на территории Костромы, рассматривавшая вопрос о выделении Олегу Молчанову участка на улице Островского, постановила: на обращение ответить отказом.
     Против предоставления под строительство КВЦ площадки у театра кукол выступил тогдашний главный архитектор области Сергей Матюгин, настаивавший: «перекрывать» пространство между театром и офтальмологической больницей нельзя ни в коем случае. Еще один аргумент архитектора: КВЦ не может быть построен на месте разрушенного храма.
Впрочем, чуть позже к доводам главного областного архитектора муниципальные чиновники прислушиваться не стали: уже в конце октября 2011-го место под строительство комиссия по земельным вопросам утвердила, хотя и с оговоркой: с учётом согласования с Костромской епархией Русской православной церкви.

     Под чем подписался владыка?
     «Двухэтажная каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, возведённая на склоне щемиловской горы по проекту самого Степана Воротилова в 1787 году и разрушенная до основания в годы Великой Отечественной войны, под государственной охраной не находится», - заверила Светлана Шаповалова.
На самой же схеме с размещением КВЦ, копию которого «СП» предоставил департамент культуры, рядом с пометкой «Согласование» подпись архиепископа Костромского и Галичского Алексия действительно стоит. Вот только в официальном письме, полученном редакцией из Костромского епархиального управления, сообщается о том, что «запрос от департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области или от художника Олега Молчанова, касающийся возможности строительства на территории, некогда занимаемой храмом Петра и Павла, выставочного центра, в епархиальное управление не поступал».

     Таким по проекту будет культурно-выставочный центр костромского художника Олега Молчанова

     Как пояснил «СП» секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, подобные официальные запросы всегда поступают непосредственно в епархиальное управление и решаются в официальном порядке. Поэтому, каким образом подпись костромского архиепископа оказалась на документе епархии, до сих пор неясно. Также не ясно и то, почему в экспликации к генплану, заверенной владыкой, отдельно прописана памятная часовня разрушенного храма Петра и Павла и ни слова не сказано о ресторане, входящем в комплекс КВЦ.
По этому поводу протоиерей Валерий Бунтеев отметил: «Подпись владыки стоит под проектом часовни, а не ресторана. Поэтому, если ресторан всё-таки появится, мы отзовём согласование».

     Приятного аппетита!
     «Здесь будут располагаться ещё и гостиница с рестораном для людей, которые захотят приехать в наш замечательный город, переночевать, покушать и всё посмотреть, - поделился с нашим корреспондентом заслуженный художник России Олег Молчанов. - А со стороны дороги, ведущей к пединституту, будет молодёжное кафе, в котором, пробегая на занятия, студенты смогут хотя бы пирожок перехватить».
Как раз по поводу этих «трапезных» светские и церковные мнения на этот раз не разделились. Так, культуролог, профессор КГУ имени Н.А.Некрасова Ирина Едошина подчеркнула: «Я категорически отрицательно отношусь к подобному строительству. На этом месте стоял храм, поэтому сегодня возводить на нём нельзя ничего. А для культурного центра при желании можно найти другое место».
Своей позицией поделился и постоянный автор «СП» протоиерей Дмитрий Сазонов: «Будь то строительство на месте кладбища или на месте храма - оно одинаково нежелательно. Его духовные последствия будут печальны. Вспомните: на месте иерусалимского храма тоже возводили языческое капище Венеры. Но Господь не попустит такого строительства, поэтому сооружение получится временное. Очень жаль, что у Олега Молчанова нет духовного наставника, который мог бы подсказать ему всю неправильность принятого решения».

     Куклы и дети потеснятся?
     Не разделяют замыслов Олега Молчанова и в театре кукол - ведь боковая стена культурно-выставочного центра вырастет всего в шести метрах от главного крыльца театра. «У нас пока есть единственная небольшая площадка перед крыльцом, где мы проводили самые торжественные мероприятия, церемонии открытия и закрытия сезона, — и той скоро может не стать», - констатирует директор Костромского областного театра кукол Людмила Шарова. И задаёт вполне резонные вопросы: где теперь малышам с родителями ждать начала представлений, если с одной стороны от театра дорога, с другой — ярмарка, а с третьей — культурно-выставочный центр? Где теперь проводить интерактивные программы, если остаётся одна площадка — открытый балкон, с которого дети могут просто упасть? Где теперь парковаться автобусам, доставляющим зрителей из районов области?

     Кусочек старого города
     Заведующий кафедрой архитектурного проектирования Костромской государственной сельскохозяйственной академии архитектор-реставратор Александр Кокшаров на эту же проблему смотрит с другой точки зрения: «Местоположение для комплекса выбрано крайне неудачно: он большой, поэтому подавит театр кукол как архитектурная доминанта. И при этом облик Костромы не улучшит, потому что облик этот уже сложился: наш город знают именно таким, какой он есть сейчас. А вот возможность воссоздать силуэт старинной Костромы эта постройка отберёт: на площадке около театра кукол можно было бы возродить кусочек старого города, если бы мы восстановили храм Петра и Павла».
К сожалению, посоветовать что-то строителю КВЦ в ходе открытой дискуссии городской культурной общественности, похоже, шанса так и не представится. Публичные слушания при рассмотрении частных вопросов градостроительства, как пояснила Елена Янова, не предусмотрены. Сам же Олег Молчанов просит у города понимания, ведь КВЦ создаётся на личные средства художника, его друзей и просто неравнодушных людей. Также он напоминает: любые объекты культуры совершенно не окупаемы, а чаще всего и убыточны. Даже если в их составе гостиница и ресторан.
Евгения ПАВЛОВА