Новости / В Костроме шутят: «Ты – настоящий костромич, если в школу, в вуз или на работу ездишь на «Мерседесе». 16 мая 2018 г.
Белые автобусы 22 года доблестно бороздили городские магистрали. Они стали не только местной достопримечательностью, своеобразным опознавательным знаком областной столицы, но и частью нашей обыденной жизни, в которую с их появлением добавилось красоты и комфорта. Но все когда-то кончается. Пришла пора проститься и с «Мерседесами». Как оказалось, сегодня на линию выходит лишь один-единственный автобус, который продержался дольше всех, пишет «Народная газета».
Первые автобусы марки «Мерседес-Бенц Тюрк» появились на улицах Костромы 4 октября 1996. Городские власти приобрели на кредит Международного банка реконструкции и развития 91 машину — 30 «гармошек», 61 — «соло». Сумма банковского займа составила 13,56 млн долларов под 1,5% годовых.
Первоначально хотели передать транспорт в уже действовавшие пассажирские предприятия, но тогдашний глава самоуправления Костромы Борис Коробов распорядился по-другому. Было создано новое ПАТП, оно и получило все турецкие «Мерседесы». Его первым директором стал Николай Будько. Разместили предприятие на ул. Солониковской, 10, на базе домостроительного комбината. Базу передали городу безвозмездно, а затем в спешном порядке перестроили.
ПАТП-4 оборудовали по последнему слову техники. Просторные помещения, современная ремонтная база, мраморные полы в ангарах, где стояли автобусы… Сюда даже кондукторов набирали по конкурсу, отдавая предпочтение людям с высшим образованием, чтоб культуру обслуживания держать на должной высоте.
Первые автобусы, первые скандалы
Создание нового предприятия вызвало возмущение работников других ПАТП. Они посчитали себя обделенными. В старых предприятиях машинный парк был сильно изношен, не хватало денег на ремонт, горючее, покупку запчастей. Потому работники надеялись, что новые машины выправят ситуацию. Но мэрия пошла иным путем.
Много критики звучало и по поводу взятого огромного банковского кредита МБРР. Борис Коробов как-то вспоминал: только выпустили на линию «Мерседесы», он зашел в салон (да-да, тогда еще мэры ездили в автобусах!) и ожидал, что люди будут благодарить за новые, красивые, комфортные машины. А вместо этого понеслось: «Зачем взял кредит, посадил город в долговую яму?!»
«Потемкинская деревня на колесах»
ПАТП-4 в народе сразу прозвали «потемкинской деревней на колесах». На тот период оно было едва ли не единственным высокотехнологичным предприятием такого рода в городе. Здесь все было образцово-показательным. Потому четвертый парк оберегали, как режимный объект. Военизированная охрана встречала аж на улице, провожала в проходную, долго изучала документы, уточняла что-то по телефону и лишь потом с обязательным сопровождением допускала на территорию. Городские власти водили сюда почетных гостей на экскурсию. И правда, было чем похвастаться. В общем, не автопарк, а местная достопримечательность. Здесь же проводили различные межрегиональные совещания, семинары, участникам которых с гордостью показывали стоявшие в ряд красавцы «Мерседесы» с системой космического слежения «Дельта-3».
Сверим часы
О «Дельте-3» стоит сказать отдельно. Изготовленную в Калужском НИИ телемеханических устройств систему спутникового управления пассажирскими перевозками установили на ПАТП-4 в 2000 году. Это был уникальный для России (да и для многих других стран) диспетчерский пункт контроля за общественным транспортом. Он позволял не только с точностью до 50 метров определить местонахождение автобуса, но и контролировать время и скорость его движения. Космическое око следило за каждым водителем, не давая им сойти с маршрута, устроить перекур. По «Мерседесам» можно было часы сверять. Это впечатляло. Цена на «Дельту-3» тоже была впечатляющей – 300 тыс. долларов. Взяты они были опять же на кредит МБРР.
Но эта покупка чуть было не оказалась напрасной — дело пахло серьезным скандалом. В 2001 году, накануне 5-летнего юбилея ПАТП-4, Управление ФСБ по Костромской области преподнесло транспортникам «подарочек» — запретило дальнейшее использование спутниковой связи, поскольку пришло к выводу: “Дельта-3” угрожает безопасности города. Через привязку к спутнику, считали чекисты, террористы могут уничтожить стратегически важный объект, мимо которого проезжает автобус.
Недели две «Мерседесы» работали на линии без спутниковой связи. А потом она как неожиданно ушла, так неожиданно и вернулась — транспортники сделали все необходимые согласования и провели экспертизу системы в Нижегородской области. И “Дельта-3” была разрешена к использованию.
Группа неустановленных лиц
Другой скандал вокруг ПАТП-4 случился в 2002-м. Ревизоры нашли крупные нарушения и хищения. Предприятие израсходовало на цели, не связанные с непосредственной деятельностью, более 720 тыс. рублей, сумма по тем временам внушительная. Кроме того, из-за махинаций с приходованием выручки от проданных билетов бесследно пропало еще более 823 тыс. рублей. Были обнаружены нарушения в учете билетных лент – куда-то исчезло более 11 млн билетов за проезд. Также без следов растворились и тонны топлива. На ремонт административного корпуса из дорогостоящих материалов была потрачена непомерная сумма и пр.
Шум был большой. Только закончилось все пшиком. Через некоторое время директор предприятия Н. Будько объявил: «Хищения на ПАТП-4 совершила группа неустановленных лиц».
Предприятие и при других руководителях не раз потрясали скандалы, связанные с нарушениями при списании запчастей и ГСёМ, недостачей материалов, неэффективным использованием помещений и оборудования, задолженностью по земельным платежам, необоснованным предоставлением права бесплатного проезда и оказания безвозмездных услуг по разовым заявкам и т.д. и т.п. Но серьезных наказаний за это никто не понес. А некоторые проштрафившиеся директора, как, к примеру, г-н Шама, при увольнении даже получили солидную денежную компенсацию.
Занимаешь чужие, отдаешь свои
Вскоре после покупки «Мерседесов» городские власти начали хлопотать о том, чтобы нам этот долг простили.
В конце 2003-го, — вспоминал позднее тогдашний начальник городского финансово-казначейского управления Сергей Чубанов, — на нас наехали капитально. Тогда городу удалось заключить договор о реструктуризации долга, и вопрос на некоторое время затих. Но после того как мы не выполнили условия договора, на нас подали иск на сумму 55 млн рублей. Суд мы проиграли. Но когда в администрации появились судебные приставы, выяснилось, что с нас нечего получить.
Город был должен уже не МБРР, а Минфину РФ. Оно расплатилось за нас, потому что мэрии дали кредит под гарантии областной администрации, а гарантом последней выступил Минфин. И столичные финансисты смогли стрясти деньги с области. Область, в свою очередь, начала нажимать на город. В ноябре 2011-го городская и областная администрации заключили мировое соглашение об урегулировании выплаты долга за автобусы. Долг с процентами, пенями и штрафами на тот момент составил гигантскую сумму – 1,185 млрд рублей. В течение пяти лет администрация Костромы обязалась ежегодно платить около 210 млн рублей, а на остаток ей начислялись проценты — 2% годовых. В общем, задаром, как мечтал Б. Коробов, не получилось. Наоборот, итоговая стоимость машин вышла запредельно дорогой. Но рассчитывался за них уже другой мэр.
Последний из могикан
Не так давно долг был, наконец, погашен. Правда, к этому времени и автобусов-то почти не осталось. Да и самого ПАТП-4 уже нет, вместо него сначала был создан МУП «Костромагортранс», потом автобусы перекинули в МУП «Троллейбусное управление». Базу на Солониковской предприятие тоже потеряло. Сначала квартировали на территории областного ПАТП-3, теперь перебрались в троллейбусный парк. Там и стоят последние «Мерседесы». А сокращенные из-за этих пертурбаций работники на конец апреля 2018-го еще не получили полный расчет.
Когда автобусы только пришли в Кострому, их одновременно выходило на улицы не более 75. Потом с каждым годом количество уменьшалось. Когда прекратило существование ПАТП-4, «Мерседесы» еще были в наличии, — рассказывает Александр Афонин, инженер МУП «Троллейбусное управление»,– на линии выходило не более 60 машин. Остальные стояли в парке — или в ожидании ремонта, или на ремонте. Ремонт их всегда был довольно затратным. После 2011 года пошли партии на списание – автобусов по пять в год. Вообще у этих машин очень достойный пробег — до 1 млн 300 км, они хорошо послужили городу. Последние «гармошки» встали в ноябре 2017-го. После перевода автобусов на базу троллейбусного управления сейчас на ходу остался только один «Мерседес».
Познается в сравнении
То, что «Мерседесов» стало меньше, особенно остро костромичи ощутили с началом транспортной реформы, затеянной мэрией в октябре 2016-го. Именно ей мы «обязаны» появлением на городских улицах сельских «пазиков». Тесных, неудобных, неповоротливых, без конца ломающихся, в салоне которых часто пахнет бензином, где нет места мамам с детскими колясками, куда не подняться инвалидам… То ли дело было в «Мерседесах»! Это был новый уровень комфорта для горожан и новый уровень обслуживания пассажиров, который люди, думается, еще долго будут вспоминать с тоской…
Экспонат
В 2006-м, на десятилетии ПАТП-4, Борис Коробов рассказывал, как ездил в Москву пробивать кредит МБРР. Погода была дождливая, и он всюду ходил с зонтом. «Как открываю теперь этот зонт, — поделился экс-мэр, — так вспоминаю ПАТП-4». «Зонт сохранился? Отлично! Вот первый экспонат в будущий музей предприятия», — пошутил кто-то. Коробову идея понравилась, и спустя какое-то время зонт «внесли в студию». Борис Константинович торжественно вручил его тогдашнему руководителю автопарка Н. Коровкину, сказав, что этот зонт, как талисман, защитит предприятие от всех ненастий. Не защитил…
Последний «Мерседес» так и просится на постамент. Стоит же в Костроме на ул. Подлипаева пожарная машина, послужившая людям верой и правдой долгие годы. Как и эти белоснежные автобусы. Ведь они более двадцати лет делали нашу жизнь более комфортной и качественной, и это заслуживает благодарности…
https://k1news.ru/news/society/gde-nashel-pokoy-posledniy-avtobus-iz-znamenitykh-belykh-mersedesov/