АРХИВ Б.К. Коробова / Макет галеры "Тверь" Екатерины II в городе Костроме
Екатерина II… Галера «Тверь»… Герб города Костромы
14 мая 1767 года эскадра из четырнадцати судов и флагманской галеры «Тверь» под штандартом Её величества Императрицы Екатерины II подплыла к Ипатьевскому монастырю и встала на якорь в устье реки Костромы.
Рис.1. Картина А.К. Беггрова (1879) «Галера «Тверь» 1767 года.
Исторический герб г. Костромы и Костромской губернии.
Здесь 15 мая 1767 года царствующую особу встречали ликующие жители города, стреляли пушки, и в Ипатьевском монастыре был дан пышный прием.
В тот же день Екатерина II отписала генерал-прокурору Сената А.А. Вяземскому: «Прикажите в Геральдии сделать городу Костроме и уезду Костромской герб».
Специалисты Геральдмейстерской конторы изобразили в гербе города Костромы императорскую галеру «Тверь». В изъяснении на герб г. Костромы записано: «…Как Её Императорское Величество в нынешнем 1767 году во время Высочайшего своего, для утверждения благополучия нашего, от Твери до Казани по реке Волге лежащими и город Кострому Высочайшего своего присутствия и посещения Всемиловейше удостоить соизволила того для, в память сего по реке Волге путешествия и представляется в сем гербе, в голубом поле галера под Императорским штандартом на гребле плывущая по реке, натуральными цветами в подошве щита изображенной».
Герб Костромы стал первым, официально утвержденным Екатериной II городским гербом в России. С его принятия 24 октября 1767 года стартовал процесс массового пожалования гербов российским городам и административно-территориальным единицам.
29 марта 1779 года были высочайше утверждены гербы уездных городом Костромского наместничества в описании которых указывалось, что в верхней части пересеченных щитов непременно изображается Императорская галера кормовой часть. С фонарями и лестницами.
Императорская галера «Тверь» - памятник Волжского судостроения.
В 1766 году капитана 2 ранга П.И. Пущина перевели с корабельного флота в галерный и отправили в город Тверь руководителем строительства галер для запланированного путешествия Императрицы. Особенно уделялось внимание флагманской галере «Тверь», предназначенной для расположения Екатерины II и двух фрейлин.
Суда строились из дерева: каркас – из дуба, обшивка и палубы – из сосны, декор – из липы и берёзы. Кормовую часть (транец) и борта были богато украшены крупнорельефной резьбой и фигурами Нептуна, тритонов , амуров и других мифических существ обитателей водной стихии.
Особое значение для парусных судов имеет оформление транца: применение атрибутов власти: штандарта, вензеля Екатерины II и российского герба являлось обязательным. В носовой части стояли 4 салютные пушки.
Галера имела длину 39 метров, ширину 7,65 метров, высоту по корме 7 метров. Скорость под парусами - 10 км/час, а на веслах – 8 км/час. Галеру построили так добротно, что даже пазы и стыки палубы не конопатили и не смолили, просто плотно подгоняли.
Галеры для путешествия Екатерины II по Волге строили и костромские мастера – потомственные судостроители, создававшие корабли ещё при Петре I.
Волжский вояж Екатерины II длился 32 суток и 6,5 часов от Императорского путевого дворца в Твери до Симбирска.
Блестящая свита состояла из приближённых: Г.Г. и В.Г. Орловых, Э.Г. Чернышова, И.П. Елагина, С.М. Кузмина, Д.В. Волкова, А.В. Нарышкина, А.И. Бибикова, С.Б. Мещерского, В. Козицкого, А.П. Шувалова и некоторых иностранных гостей и дипломатов.
Подробное описание галеры было представлено в книге П.Е. Корнилова «Памятник Волжского судоходства галера «Тверь» XVIII в.», изданной в Казани в 1927 году. В книге были использованы фотографии 90-х годов XIX века.
Рис.2. Снимки модели галеры, изготовленной автором в масштабе 1: 80.
После путешествия Императрицы галера (яхта) вернулась в Казань, последовало распоряжение Казанскому адмиралтейству: «За ревностное старание для походу нашего по Волге судов капитан 2 ранга П.И. Пущин был произведен в флоцкие капитаны 1 ранга». Вознаграждение получили лейтенант Федот Мистеров (годовое жалование), галерный мастер Шепин и мастер ластовых судов Каребников (по 30 рублей).
Рис.3. Галера «Тверь в Казани» фото Бебина
Императорская галера Екатерины II была размещена в городе Казани в специально построенной по указанию Александра I павильоне: «Хранить, не переменяя вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Галера стала историческим памятником и пережила революцию, но в 1956 году сгорела по недосмотру от детской шалости.
Рис.4. Галера «Тверь в Казани» в павильоне.
Предпринимались попытки воссоздать этот памятник Волжского судоходства, в т.ч. и к датам 1000-летия Казани и 300 лет Санкт-Петербургу, но они не увенчались успехом.
В н.в. планируется в Казани парк в 400 га и 5,5 км. Береговой линии посвященному Казанскому адмиралтейству, построившему за годы существования более 400 судов. Практически во всех городах Поволжья имеются свои судостроительно-судоремонтные заводы, пассажирские и грузовые порты. Кострома – не исключение, успешно работают: Судомеханический и Судостроительно-судоремонтный (бывшая судоверфь им Комсомольской правды) заводы.
Письмо в администрацию города.
Для жителей Костромы и области важно, что Императорская галера «Тверь» явилась прообразом герба города, пожалованном Екатериной II во время путешествия по приволжским городам в 1767 году.
Как поддержать память о появлении герба г. Костромы, историческом визите Императрицы Екатерины Алексеевны и исторического памятника Волжского судостроения – галеры «Тверь»?
Мое предложение.
На бульваре между Сусанинской площадью и памятником Ивану Сусанину есть ландшафтная фигура двух мачтового парусника. За неимением иного туристы предпочитают фотографироваться у него. Это пользуется успехом, видимо туристы считают, что эта фигура и есть прообраз герба Костромы.
Предлагаю на этом месте разместить макет – копию императорской галеры «Тверь» - прообраза герба города Костромы в масштабе 1:3 (длина 12 м, ширина 2 м, высота 2,5 м). мачты и паруса изготавливаются из гирлянд свето-диодных ламп, высотой 10 метров. Особенно тщательно копируются кормовая часть, герб России, вензель Екатерины II, фонари, штандарт Императрицы, Андреевский флаг, и бортовые лестницы. Мифологические рельефные рисунки выполняются на накладных металлических вырезках, выполненных плазменной резкой по вырезанным контурам. Это вполне по силам Костромскому судомеханическому заводу. Ориентировочная стоимость вместе с рабочим проектом 2,0-2,5 млн. руб.
Что город получит в результате установки макета – копии галеры «Тверь».
- Улучшение туристического статуса города Костромы;
- Появление ещё одного туристического объекта;
- Возможность возникновения ещё одного костромского бренда – «Императорская галера»;
Рис 5. Вид с Сусанинской площади. Рисунок автора
Ориентировочно финансирование может осуществляться при партнерстве города и туристических фирм, судостроительных предприятий, Костромского речного порта и граждан города.
Рис 6. Вид на Сусанинскую площадь. Рисунок автора.
Надеюсь, что посетителей сайта кострома100.рф заинтересует идея возрождения памяти возникновения герба города и исторического посещения Костромы Императрицей.
Ваши отклики и пожелания, размещенные на форуме на сайте кострома100.рф по месту размещения макета и атрибутики будут обязательно учтены в рабочем проекте, предполагаемого макета галеры. В том числе и пожелания в коммерческом использовании силуэта и макета-копии в Костроме.
Долгодворов Валентин Николаевич к.т.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова