Памятник Врачевателям. История создания / Идея создания

 

Автор Иосиф Дашевский

5 февраля 2022 г.

Потребовалось некоторое время, чтобы немного оправиться (вернуться в русло полноценной жизни) после семи с половиной месяцев захватывающего, но очень не простого и изнурительного труда по реализации замысла создания монумента, посвящённого Врачам-Исцелителям.

Я далеко не писатель – гораздо больше расположен создавать нечто материальное, нежели описывать этот процесс.  Однако не мог отказаться от предложения запечатлеть для истории протекание этого процесса во времени и поделиться эмоциями,  которые пережил. Тем более что исходило оно от Бориса Константиновича Коробова, человека, способствовавшего закладке не только фундамента храма на территории 1-ой окружной больницы, рядом с которым теперь установлен монумент, но и фундаменты очень многих культурологических проектов и приложивший немало усилий для их реализации.

Идея  создания монумента созрела в процессе строительства храма у его настоятеля – Протоиерея Димитрия Сазонова и поддержана Благотворителем – Владимиром Яхонтовым и Владимиром  Мурзиным, прекрасным организатором и специалистом литейного производства. Он же и предложил мне её осуществить.

Тема вечна, как мир, а нынче что может быть актуальнее! Все добрые пожелания начинаются с пожелания доброго здоровья, физическое и духовное здоровье одинаково необходимо всем без исключения. Для меня она очень личная – отец прошёл всю Великую Отечественную от Сталинграда до Берлина военным хирургом и умер на работе …

Замысел возник достаточно скоро в процессе обдумывания темы. Образ Яйца, как символа зарождения Жизни, её таинственного происхождения, протекания и Исхода подходил, как нельзя лучше. Это ещё и некое космическое тело, занесённое из Вселенной…

 

Форэскиз монумента Врачевателям. Июнь 2021 г.

После одобрения концепции   началась работа над моделью, которую было необходимо органично вписать в существующее архитектурное пространство. Не сразу нашёлся необходимый размер монумента – с ним удалось определиться, только соорудив фанерную модель в натуральную величину  предполагаемого размера.

Ну а потом началось самое главное – процесс воплощения – самый захватывающий и не прекращающийся ни днём, ни (в мыслях) ночью. И только актуальная болезнь на короткое время (физически) отвлекла от него.

Сложнее всего, оказалось, найти меру условности основной формы – Яйца, изначально архитектурный объект, с реального фигуративного изображения. Найти их органичное соединение.

Поскольку изначально было оговорено, что конкретной портретности врача не требуется, я был свободен в выборе образа. В этом случае автор вправе находить близкое ему решение.

После окончательного завершения лепки и одобрения на разных уровнях (начиная с себя), началось не менее, если не более тревожное действо – процесс снятия гипсовой формы с глиняной модели. Проблема в том, что после снятия формы, глиняное изображение уничтожается и если что-то не удалось, лепить придётся заново. Тем более что с форматором, который взялся поучаствовать в процессе, работа не задалась – опыта в такой ответственной работе у него не было, да и рвения особого тоже! Из зачего затянулись сроки сдачи и жуткие переживания автора и заказчиков.

В конечном итоге, когда формы доставили в Москву для перевода в бронзу, мастера пришли в ужас – гипсовая форма, состоящая из отдельных кусков, никак не соединялась воедино, всё изображение было сбито кое-как. И только благодаря высочайшему профессиональному мастерству  и слаженности работы бригады литейщиков-сборщиков удалось их, всё-таки, собрать и отлить в воске, а мне в течение семи дней  воскрешать то, что лепил в глине четыре месяца! Но не бывает, худа без добра – в процессе работы обрёл добрых друзей среди истинных мастеров своего дела!

 

   

Модель монумента Врачевателям 1;10

 

      

Монумент в процессе лепки в глине 

И после всего пережитого началась магия рождения-перевоплощения  эфемерно зыбкого в вечное. Это сродни рождению ребёнка или вообще зарождению жизни вселенской – раскалённая жидкая масса на глазах обретает материальность того, что вынашивал столько времени!  Раньше приходилось наблюдать нечто подобное, но это было таким захватывающим и восхитительным процессом!

Не меньше эмоций вызывает процесс искусственного окисления сверкающей после полировки формы и превращение её в то, чего древние скульптуры обретали столетиями – патину времени. Хотя время в любом случае сделает своё дело!

Процесс установки оказался гораздо проще ожидаемого – на заранее подготовленную площадку в течение получаса монумент был смонтирован! Конечно же, предстоит ещё благоустройство территории, но это уже по весне.

Памятник Врачевателю-Исцелителю