БАЙКИ Костромские / Байки костромские, этап 2019-2020 г.г. / Муренин Николай



КАК АКАДЕМИКА ЗАЕЛИ КЛОПЫ, А ДРАМАТУРГ ИЗМУЧИЛСЯ

Многие известные в России люди посещали Кострому. Одни приезжали по государственным делам, другие останавливались, путешествуя по стране. Вспомним русских писателей, которые, приезжая в наш город, останавливались в доме Рогаткина.

Итак, в 1841 году в Кострому на перекладных приехал Михаил Петрович Погодин, историк и писатель, академик Петербургской Академии наук, издатель журнала «Москвитянин». Ехал он с целью исследовать жизнь русской провинции и собрать коллекцию исторических материалов – книг, рукописей, икон и так далее. Остановился в доме Рогаткина, в начале улицы Павловской (сейчас проспект Мира), часть которого к тому времени приобрел подпоручик Лопухин и открыл там постоялый двор. Ночлег Погодину не очень понравился, вот что отметил он потом в своих дорожных записках:

«В Кострому приехали мы ночью. Что за комнату отвели нам на постоялом дворе! Не мог уснуть ни минуты, все тело вспухло. О Русь! Скорее спасаться в тарантас. Приезжий сиделец на сеннике сказывал сказку какую-то пренелепую, - а товарищи слушали его с удовольствием и останавливали поминутно, прося объяснений. Следовательно, есть охота у них, есть чувство пиитическое, после тяжелых трудов дня они уделяют время от сна на слушание подобного вздору. Всего забавнее показались мне собственные вставки рассказчика, как он принимался судить и бранить действующих лиц, как будто б сам имел с ними дело. Лишь только они угомонились, и я забылся, отвязалась лошадь от коновязи, пошла бродить по всему обширному двору и наконец, приступила своим рылом к нашему тарантасу. Я закричал. Никто не слышит. Повествователь и его публика храпели без памяти. Фонаря не было. Хозяин или дворник, верно, запрятались в избу. Поперекликавшись с одной лошадью, я, наконец, устал и уснул, но впросонках слышалось мне долго ее ржание и круговое путешествие. О Русь!»

Без малого через семь лет, в апреле 1848 года, в этом же доме остановился молодой еще Александр Николаевич Островский, будущий великий драматург. Ехал он в недавно купленное отцом имение Щелыково и был в Костроме первый раз. «Я измучился, глядя на это» - написал он в своем дневнике. Речь, однако, шла не о ночлеге с клопами, а о соборе, Волге, роще на ее берегу. То есть мучение было приятное. Московский житель был восхищен Костромой, хотя она еще не оправилась после ужасного пожара 1847 года. В память же о пребывании Островского в доме Рогаткина на нем впоследствии была установлена мемориальная доска.

Почти в одно время с Островским в Костроме находился другой известный писатель – сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Он также останавливался на ночлег в доме Рогаткина, но приезжал в город не по своей воле, а следовал в сопровождении жандармского офицера из столицы в Вятку – в ссылку за публикацию своих первых повестей, вызвавших недовольство императора Николая Первого. В Костроме Салтыков-Щедрин также увидел следы пожара, прочитал местные газеты, которые писали об этом событии и отставке губернатора. Все это потом нашло отражение в его «Истории одного города» при описании пожара в городе Глупове.


Назад