БАЙКИ Костромские / Байки костромские, этап 2019-2020 г.г. / Гуськов Вячеслав



АПЛ НАРУШИЛА РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ

То ли была это атомная подводная лодка «Кострома», то ли какая  иная  субмарина - история умалчивает. Беспрецедентное событие произошло в середине 80-х годов прошлого века. Засекреченный атомоход в Белом море возвращался под перископом из дальнего похода. До причала  судоремонтного завода в Северодвинске оставалось чуть больше часа спокойного хода. Кстати, город корабелов, строивших и ремонтировавших АПеэЛы, был режимным, закрытым для печати.

Команда на беспрецедентное срочное всплытие не была согласована с руководством флота. Командир брал всю ответственность на себя, за что мог поплатиться даже свободой. Принять непростое решение вынудило сообщение офицера - уроженца Костромы, несшего вахту, наблюдавшего за надводной ситуацией.

Над нами человек за бортом! Женщина. Держится за борт перевернутой деревянной лодки. На несколько миль по кругу ни одного судна. Волнение четыре балла!

Всплытие заняло считанные минуты. Спасенная отважная поморка чуть позже рассказала, как оказалась вдали от берегов. Рыбачить и плавать к Соловецким островам приходилось не раз. В теплый июльский день решила навестить двух своих детей, отдыхавших в пионерском лагере. Море было спокойное. На двухвесельной лодке за полдня добралась до детишек, привезла гостинцы. К середине белой ночи намеревалась вернуться домой. Но, на полпути задул Северко - беломорский ветер. Крутая волна вырвала одно из весел, а затем унесла и другое.  В один момент лодка оказалась поперек волны и, зачерпнув соленую воду, перевернулась...

На берегу долго шло разбирательство о том, почему АПЛ нарушила режим секретности. Суровые оргвыводы были бы неутешительны для командира, если бы не мнение министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Его замечание о том, что жизнь спасенной даже одной русской женщины оправдывает и строительство атомоходов, и командира, поставило  точку в этой засекреченной истории.


Назад