БАЙКИ Костромские / Байки костромские, этап 2019-2020 г.г. / Гуськов Вячеслав



ТРАКИ ДЛЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

На невысоком постаменте в костромском Заволжье гордо высится боевая машина Великой Отечественной войны - знаменитый «Т-34». Казалось бы, какое отношение имеет танк к Костроме? Оказывается, имеет. По соседству с необычным памятником раскинулась территория бывшего, и, к сожалению, для всех горожан, закрытого и ликвидированного костромского механического завода.

В годы военного лихолетья в цехах предприятия по госзаказу круглосуточно отливались и обтачивались траки - звенья гусеничной ленты для прославленных боевых машин, с боями дошедших до Берлина. По воспоминаниям рабочих-ветеранов, в первомайские дни 1943 года бригады, которые возглавлял 75-летний Тимофей Самойлов, выпускали такое количество траков, что, если бы соединить их вместе, могли бы растянуться на добрые полтора километра.

Стальные траки на баржах отправляли по Волге изначально в Горький (Нижний Новгород), позднее - на Сталинградский тракторный завод. Кстати, у костромской «34-ки», что стоит на постаменте, в гусеничные ленты собраны костромские звенья.

И еще. Особый, секретный цех бывшего механического завода ковал Победу не только траками. Здесь выпускали и так называемые направляющие для знаменитых русских «Катюш». Их изготовили столько, что в послевоенные годы возник вопрос об утилизации стальных лонжеронов, держащих грозные ракеты. Большая часть, действительно, пошла на переплавку, но далеко не все. В процесс вмешались костромские строители, возводившие послевоенное жилье. Сразу же после окончания войны в Заволжье появились двухэтажные дома с балконами. В основании балконов ставились те самые направляющие для «Катюш», с успехом громивших врага.     


Назад