Предложения по участникам конкурса "Признание, гордость, почет" / Демидов Сергей Васильевич, архитектор-реставратор

Руководителю проекта «Костромичи — взгляд через столетие», 

организатору конкурса «Признание. Гордость. Почёт» Коробову Борису Константиновичу.


Многоуважаемый Борис Константинович!
Просим наградить именной грамотой «Признание. Гордость. Почёт» архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова. С.В. Демидов – Заслуженный деятель Российской Федерации, почётный реставратор Москвы, Почётный гражданин Нерехты и Нерехтского района.
Именно, в первую очередь, многолетние труды этого архитектора-реставратора (подкреплённые трудами нерехтских энтузиастов – Н.П. Родионовой и Ю.М. Татауровского) способствовали тому, что Нерехта стала музеем под открытым небом. Большинство храмов Нерехты реставрированы по его проектам, а также Гостиный двор, хозяйственная палатка XVIII века и др.
Но не только Нерехта была объектом его внимания на протяжении 20 лет – но также Макарьево-Унженский монастырь, храм в Красном-Сумарокове и др. Всего С.В. Демидовым разработано более 20 «костромских» проектов реставрации. Главное его предназначение – спасение, исследование и реставрация памятников культурного наследия России – сказывается и в конкретной заботе о сохранности памятников архитектуры на территории Костромской области.
С.В. Демидов – один из авторов первого исследования о художественных достопримечательностях Нерехты, вышедшего в 1996 г. По его сценарию снят фильм «Приезжайте в Нерехту» (1993 г.). Он – автор буклетов и путеводителей и о памятниках Костромы: храма Воскресения на Дебре, Ипатьевского монастыря, – причём многие из них выдержали не одно переиздание.
25 июня Сергею Васильевичу Демидову исполнилось 75 лет. В начале июля в «Народной газете» вышла статья А. Новиковой «Зодчий. 75 лет Сергею Демидову» (https://life.kostromka.ru/demidov-75-23902/).
Мы считаем, что именно на таких людях, как Сергей Васильевич Демидов, держится и наша культура, и наша Россия.
Татьяна Борисовна Кастальева, ведущий научный сотрудник ВНИИ фитопатологии (Большие Вязёмы Московской области).
Алевтина Ильинична Новикова, член Союза журналистов России.
Рузанна Гургеновна Севикян, член Союза журналистов России.
Наталия Николаевна Суслова, ветеран КГТУ.
Елена Вячеславовна Тихомирова, жительница Нерехты.
Елена Леонидовна Тихомирова, хранитель Собрания русских икон при поддержке Фонда
апостола Андрея Первозванного (Звенигород).
Антонина Васильевна Соловьева, деятель культуры, руководитель Костромского областного
отделения Всероссийского фонда культуры (1987 – 2004)

ЗОДЧИЙ 
25 июня исполнилось 75 лет Сергею Демидову –– российскому архитектору-реставратору, главному архитектору проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ (Москва), которому жители провинциальной Нерехты присвоили звание почетного гражданина своего города. Любовь этих людей взаимна. Столичный реставратор часть своей души навсегда оставил в нашем замечательном городе-музее под открытым небом. Во многом –– бесконечно многом! –– благодаря этому человеку он и стал таковым.


КОМУ ДОРОГА КРАСОТА
В истории Нерехты есть потрясающее «возрожденческое» двадцатилетие. Свой Ренессанс. Длился он с начала восьмидесятых по двухтысячные… За этот временной отрезок в городе были восстановлены практически все полуразрушенные храмы –– Богоявленский (Никольский), Воскресенский (Варваринский), Преображенский (Ильинский), Владимирский, Троице-Сыпанов монастырь… В обезглавленном городе вновь устремились ввысь купола с крестом Господним, поплыл окрест колокольный звон и пейзажи стали чарующими.
Несомненно, есть высший промысел в том, что во главе реставрационной эпопеи стоял триумвират уникальных личностей –– Сергей Васильевич Демидов, архитектор-реставратор (на нем –– проектная часть), Юрий Михайлович Татауровский, начальник Нерехтского участка Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (воплощал проекты в реальность, заслуживает тоже отдельного материала), и несравненная Нина Петровна Родионова, директор местного краеведческого музея, ставшая мотором и ангелом-хранителем нерехтского реставрационного феномена. Вынь одно звено - и не было бы Возрождения. О совершенно особенной роли Нины Родионовой сказано и написано немало. Яркая и неординарная, хрупкая и сильная, смелая и смекалистая, она, беззаветно любившая Нерехту, сотворила чудо –– научила жителей города быть деятельно сопричастными его судьбе. Это она, подобно Павке Корчагину, подняла людей –– от мала до велика –– в декабре на рытье тридцатиметровой траншеи для прокладки газопровода к Никольской церкви. Две недели с утра допоздна нерехтчане долбили ломами и выгребали лопатами замерзшую землю. По-другому было нельзя: траншею тянули в гору - техника бы не устояла. Убеждать она умела, поскольку знала: отступать некуда, не сделаем сегодня –– не сделаем никогда. И даже руины храмов могут не остаться, поскольку всегда найдутся желающие вернуться к планам постройки на их месте жилых девятиэтажек. Организовывала субботники, звонила в Москву, писала воззвания в газету («Кому дорога красота! Приходите, помогите!»), находила людей, которые могут достать необходимое (всё же было дефицитом!), сама ездила за колоколами… И волновалась, и плакала, и мало спала, и верила и работала с наивысшим напряжением сил.


ЗАБОЛЕВШИЙ НЕРЕХТОЙ
Но, как пишет сама Нина Петровна в своей книге «Реставрация души. Восстановление памяти», именно личность Сергея Демидова, его энтузиазм заставили ее поверить в то, что мечты восстановления исторической Нерехты жизнеспособны. «Судьба привела меня в музей в октябре 1981 года, а зимой увидели мы молодого симпатичного архитектора из Москвы С. В. Демидова, который пылко высказал своё
восхищение нашим городом, чем сразу покорил сердца музейщиков… А когда он достал из дорожной сумки чертежи Троице-Сыпановского монастыря, пришлось кипятить чайник. Под его акающий “гаварок” мы уплетали его московскую колбасу с нашим вкусным нерехтским хлебом и как зачарованные слушали, слушали…»
Увы, к тому времени областная программа реставрационного дела, «докатившаяся» и до Нерехты, терпела фиаско. Владимирская церковь на улице Ленина простаивала в лесах, но финансирование прекратилось, и началась элементарная растащиловка всего, что можно было сдвинуть с места –– железа с крыши, полов, кирпичей. Из книги Родионовой: «”Нежизнеспособность этих реставрационных участков объясняется просто, –– горячо рассуждал приехавший московский архитектор, –– в вашем городе нет энтузиастов, помощников!” Его убедительные слова действовали как заклинание. И вот уже по два раза в неделю он “летает” из Москвы со своими помощниками и кружит, как голубь, над нерехтскими развалинами –– делает обмеры. “Заболевший” Нерехтой архитектор оказался настойчив –– создаёт бригаду строителей, которая начинает действовать. Благородный, скромный, он казался нам моложе своих лет; мы чувствовали, что ему трудно и он нуждается в помощи. Он взвалил на себя такую махину, как восстановление почти одновременно всех храмов Нерехты, и мы понимали, что голова его работает постоянно, без устали, и решения (даже скорые) он обдумывает до мелочей».

РЕСТАВРАЦИЯ –– ДЕЛО СТРОГОЕ
Когда-то в детстве на Сергея Демидова неизгладимое впечатление произвел разрушенный прекрасный храм в Софрине, а Нерехтой он «заболел» после командировки в Костромскую область. Когда уже в Москве многократно пересматривал отснятый материал, понял, что ЭТО надо спасать. Получив добро от начальства, обратился в Костромское управление культуры. В то время бюрократия еще не полыха-
ла махровым цветом, поэтому между заявкой на разработку документации по нерехтским памятникам и самими исследовательскими и проектными работами не было бесконечного ожидания. Так начиналась удивительная реставрационная эпопея, которая была покруче детективов и приключенческих романов.
Только «приключения» реальные и экстремальные ситуации –– тоже. Хотите убедиться –– почитайте упомянутую книгу Родионовой и воспоминания очевидцев.
Каждый храм преподносил им свои испытания. Взять хотя бы историю с переносом иконостаса из села Верховье Солигаличского района в Никольский храм. Иконостас был удивительной красоты, но красоты погибающей. Идея переноса принадлежала Демидову: по возрасту, размерам, стилистике подходил для «Николы» именно он. Но воспротивилась общественность Солигалича: не отдадим! Спасло соломоново решение заседавших в райкоме партии профильных начальников из Костромы: «Иконостас возьмём на реставрацию, и у кого будет помещение приготовлено раньше – в Нерехте или Солигаличе, – там его и поставят, чтобы сохранить для потомков». Ощутите атмосферу былого: «Иконостас, который мы увидели в храме, вызывал противоречивые чувства. Боже мой, как за это дело взяться! Резьба обросла мхом от сырости и плесени, осыпалась в руках от малейшего прикосновения, и золотой левкас крошился мелкими частичками, устилая пол. Начали работу. Окрики Сергея Васильевича: “Осторожно, Нина Петровна, вы как медведь лапой!..” – доводили до слёз». До всего, что касается реставрации, Демидов всегда строг. Ещё пример: «Наш куратор С. В. Демидов буквально “проживал” в Нерехте в надежде, что всё будет сделано точно по его чертежам и нигде не напортачено. Конечно, случались огрехи: однажды приехавший архитектор заставил ломать уже выложенные несколько рядов кладки Варваринской колокольни и переделать всё по чертежам». И еще: «В Варваре вставляются рамы, решётки. Взлетает колокольня с узнаваемым на всех воротиловских памятниках куполом с высоким шпилем. Идёт строительство ограды, и всё это по старинным чертежам. Апрель 1988 года. Демидов С. В. лично пробует колер, чтобы покрасить купол в голубой цвет. Ветер на лесах ужасный. Лица у нас у всех в голубую крапинку».

ЧУДОТВОРЕНИЕ
Удивительной и закономерной одновременно можно назвать историю обретения именно Демидовым утраченной древней иконы. Когда в Нерехте в атеистическом угаре ломали памятник старины ХVII века Владимирский храм, то две его прославленные чудотворениями святые иконы Божией Матери, именуемые Владимирскими, исчезли в неизвестном направлении. В 1987 году Сергей Васильевич, обследуя нерехтские храмы и оказавшись у Крестовоздвиженской церкви, где перестраивали сарай, увидел на поленнице дров чёрную от грязи и с вздутиями красочного слоя икону. Исследование показало, что это одна из двух чудотворных, привезённая в Нерехту в 1636 году! После реставрации святыня была передана в открывшийся храм.
Кстати, благодаря во многом Сергею Демидову вернулся к нам из полузабвенья костромской зодчий-самородок Степан Воротилов. Только другой настоящий зодчий мог увидеть и понять масштаб дарования коллеги из восемнадцатого века и загореться идеей восстановить его архитектурные жемчужины.
Реставрация памятников стоила огромных денег, и чем дальше, тем острее вставал финансовый вопрос. «Выбивание» средств шло не мытьем, так катаньем, про это тоже отдельную книжку можно писать. Родионова убеждала, требовала, упрашивала в Костроме, Демидов обивал пороги кабинетов Министерства культуры. Он тоже умел убеждать, ведь просил на бесценное… Из воспоминаний Нины Петровны: «Костромские художники уже несколько лет приезжали на утренней электричке в Нерехту и продолжали творить своё чудо. А когда терпение было полностью исчерпано, слезали с лесов и начинался ”крупный” разговор: “Звони в Москву Демидову! Где деньги? Краски не на что купить!” Конфликт “на пустом месте” быстро угасал, так как они понимали, что всем трудно, и надо было забираться на леса и продолжать любимое дело –– восстанавливать Вечное…» Колокола для храмов, паникадила, котельные, транспорт, материалы –– за всем нервы и страхи, предприимчивость и мозговые штурмы, слёзы отчаяния и слезы радости. Каждый из них не единожды поднимался на строительные леса и возрожденные колокольни, обозревал сверху окрестности и понимал, что город обретает облик ансамбля очень ценного и старинного –– то, о чем мечталось московскому зодчему-реставратору!
Масштаб реставрационных работ в Нерехте уникален даже по меркам страны. Сделать это могли сообща очень многие люди, почувствовав сверхзадачу и ответственность за нее. Но изначально был нужен тот, кто «кружил, как голубь, над нерехтскими развалинами», тот, кто «заболел» Нерехтой. Наши поздравления с юбилеем удивительному зодчему-подвижнику Сергею Васильевичу Демидову, низкий поклон за беспримерный творческий, гражданский и человеческий подвиг, за нашу новую «старую» Нерехту.

Алевтина Новикова. Фото из архива А.В.Соловьевой.

 

Сергей Васильевич Демидов

 

Обращение Патриарха Алексия II к жителям во время визита в Нерехту. 22 июля 1994 г. Фото В. Васильева. Слева – С.В. Демидов 

Варваринская церковь до реставрации

 


Варваринская церковь после реставрации. Фото В. Васильева