ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА ЦАРЮ МИХАИЛУ РОМАНОВУ И КРЕСТЬЯНИНУ ИВАНУ СУСАНИНУ / Меж двух Сусаниных. 07 января 2021 г.

07.01.2021 г.

https://hraniteli-nasledia.com/articles/monumenty/mezh-dvukh-susaninykh/

 

По всей Костромской области, не говоря уж об областном центре, идет бурное общественное обсуждение монументальной проблемы: восстанавливать ли в центре Костромы первоначальный памятник Ивану Сусанину 1851 года – или оставить ныне стоящий, 1967 года рождения?

Идею восстановления дореволюционного памятника, где Иван Сусанин представал коленопреклоненным у подножия гранитной колонны, которую венчал бюст спасенного им будущего первого царя Романовской династии Михаила, поддерживают далеко не все костромичи. Но судя по накалу протестных акций, решение властями уже принято, хотя официально и не оглашено. Его уже поддержала областная Общественная палата.

Планируется, что памятник будет восстановлен на внебюджетные средства. В СМИ называлась и сумма – миллиард рублей.

Инициатива, как и положено, в таких ситуациях, поступила «снизу». В городскую Думу с предложением о возвращении на Сусанинскую площадь первоначального памятника обратился в ноябре 2020 года преподаватель Костромского госуниверситета краевед Алексей Зябликов. Его поддержали широкие массы общественности, подписавшие письмо в поддержку этой идеи на имя костромского губернатора.

Предыстория

На самом деле эта дискуссия гораздо старше. Во второй половине 2000-х годов, казалось, и решение уже было принято – исторического Сусанина хотели поставить на площади к 2013 году, к 400-летию династии Романовых. В 2007 году даже начались работы по восстановлению. К этому времени выяснилось, что шестиметровая гранитная колонна старого монумента не была уничтожена при его сносе в 2018 году. Ее тогда просто зарыли в землю, а позднее выкопали и перенесли на территорию одного из костромских предприятий. В 2007-м ее не поставили, но уложили на площади, а рядом поставили памятный знак в виде небольшого макета монумента. Скульптор Владимир Зайцев тем временем реконструировал статую Ивана Сусанина и бюст Михаила Романова. «Остались только фотографии очень низкого качества, – вспоминал Зайцев. – Приходилось мне вставать на колени, чтобы бюст создавать снизу».

 

 

Гранитная колонна исторического монумента

Однако и монумент 1967 года снимать было жалко, в Костроме возникла несколько странная ситуация, названная в СМИ «Два Сусанина в одном городе». Ирина Переверзева, тогда глава города Костромы, говорила в интервью: «Прошел не один год, прежде чем костромичи начали терпимо к ней относиться и приветствовать эту идею». «У костромичей, – иронизировала пресса, – появится шанс пожить при двух Сусаниных. По исторической несправедливости, они будут повернуты спиной друг к другу». Чтобы на одной площади не соседствовали два памятника одному и тому же герою, Сусанина образца 1967 года предлагали переместить на его родину, в костромское село Домнино, в окрестностях которого он и совершил свой легендарный подвиг.

Однако проект не был доведен до финала. Внимание областных властей переключилось на воссоздание снесенных в 1930-е годы соборов Костромского кремля. С площади убрали сначала гранитную колонну, а в 2012 году и памятный знак, что в Костроме расценили как полный отказ от идеи. Масштабного празднования 400-летия династии Романовых в Костроме также не случилось.

Бывший мэр Костромы Борис Коробов, выступавший в 2000-е годы активным сторонником воссоздания «царского» монумента, как сообщалось в СМИ, перевез гранитную колонну «к себе», а у своего дома на Горной улице в Костроме в 2013 году установил уменьшенную и «подредактированную» копию памятника: вместо коленопреклоненного Сусанина на колонне был помещен его барельеф.

И вот в 2020 году история двух Сусаниных пошла на новый виток. И дело не только в предложении краеведа Зябликова. Костромской губернатор Сергей Ситников 22 сентября 2020 года встречался с председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским. Как отметила местная пресса, «в сообщении пресс-службы губернатора об обсуждении проекта восстановления памятника Ивану Сусанину ничего не сказано, но на одном из фото видно, что на столе стоит макет памятника Демут-Малиновского».

 

Дискуссия: голоса противников

Дискуссия о двух Сусаниных в основном вращается вокруг того же самого принципа, по которому оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» переименовали в советское время в «Ивана Сусанина». Коленопреклоненный верноподданный у подножия царского монумента не вписывался в рамки новой идеологии. И никого не интересовали тонкости: например та, что стоящий на коленях Сусанин смотрит не на царя Михаила; стало быть, не раболепствует, а молится за него. Монумент работы знаменитого скульптора Василия Демут-Малиновского сначала был разрушен в 1918 году в ходе кампании по уничтожению памятников царям и их слугам, а в 1967 году заменен новым – работы скульптора Никиты Лавинского. «Советский» Сусанин представал не слугой царя, а былинным крестьянским богатырем, а о царе Михаиле Романове не было уже и помину.

Вот и сегодня противники «царского монумента», в авангарде которых костромские активисты КПРФ, воспроизводят аргументы своих предшественников из 1918 года: памятник-де символизирует унижение народа перед властью.

Коммунист Сергей Шпотин заявляет, что нынешней власти не нужна настоящая история: «Ей нужны вот такие памятники с Сусаниным, который стоит на коленях перед царем. Хотя в интернете многие утверждают, что он молится богу, а не Романову. Да какая разница! Мужик не должен стоять на коленях ни перед кем!» Коммунисты организовали в декабре 2020 года в Костроме протестные пикеты и сбор подписей против «царского» монумента.

Солидарно с коммунистами региональное отделение организации «Надежда России»: «Мы выражаем свое категорическое несогласие и говорим „нет“ восстановлению на центральной площади Костромы памятника Ивану Сусанину и Михаилу Романову. Стоящий на коленях крестьянин Иван Сусанин олицетворяет собой самопожертвование и безграничную веру русского народа в царя-батюшку, что сегодня воспринимается неоднозначно. Считаем в настоящее время установку памятника крайне неуместной».

Некоторые критики даже сравнивают восстановление старого монумента с возвращением крепостного права и призывают направить средства на борьбу с коронавирусом и финансирование медучреждений.

Звучат и совсем уж неожиданные аргументы – правда, в духе времени. Ветеран правоохранительных органов Костромы Павел Шкалов заявил, что Сусанинская площадь – место проведения мероприятий общественно-политического характера, а для того, чтобы обеспечить охрану общественного порядка, «нужно, чтобы площадь просматривалась».

Есть, конечно, и эстетические доводы. Например, что старый-новый памятник не впишется в сложившийся ансамбль площади и испортит ее панорамы. Доктор культурологии, профессор кафедры истории Костромского госуниверситета Ирина Едошина недоумевает: «Зачем нам восстанавливать не очень художественный памятник (этот отзыв явно отталкивается от оценки дореволюционного искусствоведа Георгия Лукомского – Ред.) с коленопреклоненным Иваном Сусаниным, что не у всех вызывает сочувствие? И это будет новодел!»

А реставраторы Светлана Каткова и Людмила Матросова говорят: «В городе в плачевном состоянии уже сейчас находятся множество памятников истории и архитектуры… Восстановление памятника не является актуальной и первоочередной задачей, оно преждевременно и не соотносится с планировкой центральной площади. Памятник лишь добавит показухи и помпезности, чем и так грешат большинство небольших провинциальных городов».

 

Иван Сусанин в советской версии 1967 года

Дискуссия: голоса сторонников

Инициатор дискуссии 2020 года, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций Костромского госуниверситета Алексей Зябликов называет аргументы противников восстановления старого монумента софистикой и демагогией: «Конечно, это идеологический памятник. Но не более чем «Медный всадник» в Петербурге или памятник 1000-летию Руси в Великом Новгороде. То, что памятник несет в себе некую идею, на мой взгляд, хорошо… Даже если это миф, он нам нужен. Сусанин и его подвиг — это часть нашего национального самосознания, так же как Юрий Гагарин или Александр Невский».

Председатель Общественной палаты Костромской области Юрий Цикунов считает, что возрождение монумента выведет регион на новые исторические рубежи: «Нам, может быть за последние сотни лет, досталась возможность снова возвеличить Костромскую область. И показать, мы тогда сделали все, чтобы закончить со Смутным временем, и сейчас покажем, что мы на месте, мы развиваемся, и мы снова будем в ряду великих областей нашего российского государства».

Член областной Общественной палаты Олег Промтов уверен, что глупо отказываться от памятника, если кто-то выделяет на него средства: «У нас есть возможность восстановить исторический монумент. Памятник сделает атмосферу нашего древнего русского города более концентрированной».

И даже представители туристического бизнеса поддержали идею: «Мы положительно относимся к памятнику Ивана Сусанина, как к воссозданию исторического облика нашей центральной площади. Для нас, как для оператора, кто занимается приемом гостей в Костроме, очень важно воссоздание исторического облика площади», – отмечает Елена Сахарова, гендиректор туристического агентства.

 

 

Досье. Монумент Ивану Сусанину был поставлен в память пребывания в Костроме в 1834 году императора Николая I, который подсказал губернскому дворянству мысль увековечить героическое деяние Смутного времени. Идея эта обсуждалась еще с 1833 года; в 1834-м Николай разрешил провести всероссийский сбор пожертвований на сооружение памятника. В 1835-м император сам определил для него место: не посреди Ипатьевского монастыря, как предлагали костромичи, а на центральной городской площади. В 1838 году царь выбрал из пяти вариантов проект скульптора В.И. Демут-Малиновского. «Композиция его относится к тому периоду творчества Демут-Малиновского, – отмечали дореволюционные исследователи Лукомские в книге о Костроме, – когда он находился уже под влиянием национальных тенденций и в творчестве своем не лишен был даже ложного пафоса. Этим пафосом дышит и фигура коленопреклоненного Сусанина».

Закладка памятника произошла в 1843 году, тогда же центральную Екатеринославскую площадь назвали именем Сусанина. Вероятно, впервые в российской истории площадь, названную именем императрицы, переименовали в честь крестьянина, причем сделано это было также по повелению царя. В 1845 году были отлиты бронзовые части монумента, однако его сооружение затянулось, и открыли его уже после смерти скульптора. Памятник был освящен 14 марта 1851 года – в день, когда в 1613 году юный Михаил Романов дал согласие взойти на русский трон.

Рядом с фигурой Сусанина были изображены царские грамоты, пожалованные его роду. Позолоченная надпись на задней стороне постамента гласила: «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившему поселянину Ивану Сусанину благодарная Россия». Рядом был барельеф, изображавший гибель Сусанина.

Памятник Ивану Сусанину стал первой жертвой исторической Костромы при советской власти. Его уничтожили согласно ленинскому декрету от 12 апреля 1918 года о сносе памятников «в честь царей и их слуг». В сентябре 1918-го Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции, а памятник разрушен. На опустевший постамент водрузили четырехгранный шатер, украшенный портретами Маркса, Бебеля, Лассаля и Ленина.

Бронзовые скульптуры Михаила Федоровича и Ивана Сусанина отправились в переплавку, а гранитную колонну попросту зарыли в землю. В 1950-е годы, при реконструкции площади, ее вырыли, и около полувека она провалялась на территории городского объединения коммунального хозяйства.

Поразительно, что в те же первые советские же годы имя Сусанина стало знаком отличия. Когда в 1919 году сибирский крестьянин Гуляев завел в болото отряд колчаковцев, постановлением ВЦИК РСФСР он был награжден орденом Красного Знамени и… почетной фамилией «Сусанин» (!) А вот на костромской земле в 1930-е годы поставленная в честь Сусанина часовня в Деревеньке была превращена в склад зерна, а кладбище при церкви в Домнине, где, как считалось, был похоронен Сусанин, сровняли с землей. И только в конце 1930-х, когда власти вспомнили о государственном патриотизме, о Сусанине стали вновь писать в газетах, и опера Глинки (под новым названием и без сцен с упоминанием Михаила Федоровича) вернулась на сцену. В августе 1939 года костромской райцентр Молвитино переименовали в Сусанино.

В 1967 году, когда Иван Сусанин был уже окончательно зачислен советской властью в ряды исторических героев, в Костроме поставили ему новый памятник по проекту Никиты Лавинского.