Коробовская Пустошь / Коробово. Костромская область

 

Деревня Коробово находится в 57 километров на юго-восток от Костромы. Здесь жили родственники и потомки Ивана Сусанина несколько веков.
Царь Михаил Федорович своей грамотой от 30 января 1633 года пожаловал дочери Сусанина Антониде пустошь Коробово. Это километров 75 по прямой от того места где жил Сусанин. Почему так далеко – это отдельная тема, просто исходим из данного факта.

Поездка была осенью прошлого года. По пути в Коробово.

 

Сейчас в Коробово живет постоянно один человек. Живет он на краю деревни, поэтому до его дома есть дорога. Ведет хозяйство, держит пасеку.

 

   

 

Ну а главная улица (она же единственная) выглядит так:

 

  

 

Несколько домов заселяются в теплый период – приезжают “дачники”.

 

 


 

На наличнике одного из домов можно увидеть мерянских драконов.
 

На другом – звезды.


Вернемся в царские времена.
Уже первая царская грамота, а их было несколько, освободила потомков Сусанина от всех повинностей и налогов (“обеление”). В дальнейшем было освобождение от рекрутского набора, запрет въезжать в деревню воеводам, сыщикам, старостам, стрельцам и пушкарям. Запрет на ведение судебных дел.
После установилась традиция, при которой делегация коробовских белопашцев наравне с делегациями дворян и купечества принимались высочайшими особами Императорского дома Романовых во время их посещений Костромы. Одна из первых встреч состоялась 8 октября 1834 года с царем Николаем I. Мужики пожаловались ему, что живут бедновато, да и землицы, мол, не хватает. В ответ император дал “царское слово”, что улучшит их состояние.
Николай I добавил белопашцам к имеющимся у них 98 десятинам земли еще 742 десятины из казенных пустошей. Плюс попечительство над ними было закреплено за Министром Императорского Двора, и костромской губернатор мог въезжать в Коробово только с разрешения министра. Данная льгота фактически наделяла Коробово правами, которые имеют иностранные посольства и практически полностью выводила белопашцев из-под контроля местных властей.
Просто фантастические условия для развития и процветания, для богатой и зажиточной жизни, и это притом, что в стране было крепостное право.
Так же Николай I велел построить в Коробове за счет казны храм во имя святого Иоанна Предтечи. Освятили в декабре 1855 года. Статус нового храма был необычайно высок: он относился к числу дворцовых храмов, то есть был приравнен к соборам Московского кремля, к Петропавловскому собору в Петербурге и содержался за счёт казны. В церковной ризнице, в особом футляре, хранились жалованные грамоты, выданные коробовцам русскими царями.
Александр II дал указание изготовить для храма еще 6 колоколов (один уже имелся). Пять из них имели барельефные портреты членов царской семьи, от имени которых даровался каждый колокол.

Панорама села Коробово. Художник А. Кореонов. Вид 1855 года.


 

Предтеченская церковь. Фото 1870 годов.

 

 

Предтеченская церковь. Фото Прокудина-Горского. 1911 год.

 


Перед крестьянской реформой правительство направило в Коробово специалиста для понимания того чего они достигли при такой экономической свободе. Вывод не был положительным. Вот выдержка из доклада: ”Как бы в противоположность предприимчивому духу вообще крестьян Костромской губернии, коробовские белопашцы весьма мало деятельны и вовсе не предприимчивы, а оттого большей частью они очень бедны; между ними только несколько семей весьма достаточных, разбогатевших на счёт других и почти наследственно сохраняющих в роде своём пожизненное звание старосты”.
К бедности белопашцев добавилась еще одна проблема - сектанты. Секта бегунов (или странников), которая зародилась в Ярославской губернии, приглядела себе в Костромской губернии, помимо других населенных пунктов, особенно село Коробово. А как иначе, когда такие льготы имели жители. Бегуны это такие ребята, которые считали всю земную власть – властью Антихриста, а тех, кто поддерживает эту власть - слугами Антихриста. Сам коллектив бегунов-странников делился на две группы. Первая - это сами странники, которые скитались и были гонимы, вторая – это странноприимцы, которые жили в домах и имели официальные документы, но этот свой “грех” искупали тем, что укрывали и поддерживали скитальцев. Часть жителей Коробово, безусловно, относилась ко второй группе.
И вот наступил август 1858 года. Царь Александр II с императрицей Марией Александровной, совершавший важную поездку по стране перед отменой крепостного права пребывает в Кострому. Все идет как обычно – посещает Ипатьевский монастырь, губернское училище, Кафедральный собор, городскую больницу, завод, детский приют, встречается с дворянами и купечеством. Здесь же и делегация потомков Сусанина – это лучшие люди села (безусловно, не сектанты) во главе с местным священником. Делегация ждала царскую чету в парке губернаторского дома. Когда император и императрица вышли к ним, то жёны коробовцев “снимали с себя платки и клали их на дорогу под ноги царя и царицы, образовав таким образом из них импровизированный ковёр, затем поднесли Их Величествам хлеб-соль...” Коробовский священник-протоиерей Леандров обратился к царю с речью. Это был его “звездный час”. Вот что отметили сопровождающие царя: священник “держал речь вычурную, с театральными жестами, заставив этих добрых людей в определённый момент пасть на колени”. Царь был впечатлен встречей с делегацией и на следующий день, покидая Кострому, принимает решение – оказать небывалую честь потомкам Сусанина и посетить Коробово. Внизу по течению Волги на левый берег напротив Плеса подогнали пристань, подготовили экипаж для царя, царицы и костромского губернатора. Считается, что сама делегация коробовцев не успела вернуться из Костромы, вернулся только священник. Оставшиеся жители Коробово, конечно же, узнали, что к ним двигается по дороге царь с коллективом. Ба! Почти что сам Антихрист к ним едет, и все сектанты рванули в ближайшие леса и поля. Никакой торжественной встречи высокого гостя не получилось. Конфуз.
Последствия, конечно же, были. Разобраться с ситуацией на месте был прислан из Петербурга особый чиновник - действительный статский советник Неклюдов. Он взял и оцепил солдатами все село и произвел повальный обыск. Итог – 14 семей были высланы в Симбирскую и Саратовскую губернии, лишены звания белопашцев и всех преимуществ связанных с этим званием. Главы семей передвигались к новому месту жительства мелкими шагами, одновременно гремя железом, так как были сразу закованы в кандалы. Остальные члены семейств – жены и дети, шли за главными обычным шагом. За переселенцами был учрежден строгий надзор.
Насколько объемно проникла секта в Коробово, показывает следующая информация – по ревизской сказке 1850 года в селе значилось 19 семей белопашцев.
После этого был небольшой период, когда белопашцев не приглашали на встречи с высокими гостями, но потом все восстановилось вплоть до революционных лет.

Белопашцы села Коробово. 1911 год. Фото Прокудин-Горский

 

 

Улица в село Коробово. Фото Прокудин-Горский. 1911 год.

 


с. Коробово. Из книги Н. Виноградов “Данные для статистики белопашцев села Коробова” 1911 год.
 


В 1917 году белопашцы лишились всех льгот, а у Предтеченской церкви изменился статус – вместо дворцовой стала обыкновенной приходской.
В декабре 1929 года в Коробово образовали колхоз, но что-то пошло не так и в марте 1930 года он развалился. Большевики делают следующую попытку и организовывают в июне 1931 года новый колхоз с названием “Красный фронтовик”. И тут их понесло. Сразу закрывают храм, сбивают церковную главку и уничтожают иконы. Спецы, приехавшие из Костромы, сбрасывают с колокольни все колокола. Делают они это с большевистским задором и смекалкой по отработанной технологии – сбрасывают друг на друга, чтобы сразу разбить. Уцелели только два небольших колокола. Один из них повесили в Костроме на железнодорожном вокзале, и он давал сигналы к отправлению поездов. Другой спас бывший церковный староста Иван Кузьмин. Когда он сдавал в Костроме разбитые и целые колокола, то сумел дважды положить на весы один и тот же обломок для совпадения веса. Утаенный таким образом колокол был привезен обратно в Коробово и размещен на пожарной вышке. Чекисты приехали за Кузьминым в 1932 году и увезли его прямо с поля.
В дальнейшем в церкви устроили клуб, но он в 1936 году сгорел, из-за проблем в дымоходе. В следующем году на этом же месте восстановили новый клуб. А когда в соседней деревне построили Дом культуры, клуб в Коробово стал неперспективным и его в 1987 году закрыли, а после разобрали на дрова.
Ну, а история с вернувшимся в Коробово колоколом имела продолжение. Висел он долго в селе, сначала на пожарной вышке, потом на большом старом вязе. И вот в начале 1980-х годов его тупо украл прапорщик (любитель змия ярко зеленого цвета), проезжавший через село. Искать колокол начал не кто иной, как сын Ивана Кузьмина – Сергей. Долгие поиски увенчались успехом, колокол был найден в костромском гараже (к тому времени после очередной алкогольной атаки организм прапорщика капитулировал). Ну а далее, уже в 1992 году колокол был передан в возрождающийся храм Богоявления Господня в поселке Красное-на-Волге.

Богоявленский храм. Красное-на-Волге.



 

А вот и сам 6-и пудовый коробовский колокол на колокольне. Видно, что нижний край частично сколот, но колокольная жизнь его продолжается. Фото сделано вчера.



 

Вот такая интересная история у одного села Костромской области – Коробово.