Исторические книги / Из истории памятника царю Михаилу Федоровичу и поселянину Ивану Сусанину

Из истории памятников царю михаилу федоровичу,  поселянину ивану сусанину и в ознаменование 300-летия царствования дома романовых

Иллюстративные и текстовые материалы для издания представлены из фондов Государственного архива Костромской области и Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника  «Ипатьевский монастырь».

 

Из истории сооружения памятника царю Михаилу Федоровичу и поселянину Ивану Сусанину в г. Костроме

Император поддержал костромичей

Мысль о сооружении исторического памятника в Костроме возникла после путешествия императора Николая Павловича по России в 1833-1834 годах. Царствующий монарх побывал во всех местах, «ознаменованных величайшими историческими событиями». 18 октября 1834 года высокого гостя встретила Кострома.

Тогда же «среди дворянства и образованных людей того времени, а также под влиянием сознания важности подвига Сусанина, появилась мысль о сооружении в Костроме исторического памятника родоначальнику Дома Романовых». Предполагалась воздвигнуть какой-либо величественный монумент в Ипатьевском монастыре.

Император поддержал костромичей, но пожелал, чтобы памятник Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Сусанину поставлен был на городской Екатеринославской площади, которую «повелено» было именовать «Сусанинскою».

В 1835 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника.

Конкурсная комиссия, рассмотрев представленные проекты, два из которых были архитектурными (предлагалось сооружение памятных часовен), а три – скульптурными, остановилась на скульптурной композиции В.И. Демут-Малиновского.

Победивший проект был доработан и окончательно утвержден в апреле 1838 года.

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) к концу 30-х годов зарекомендовал себя как мастер монументально-декоративной скульптуры. Его произведения украшали здания Казанского собора, Академии художеств, Горного института, Александринского театра, арку Главного штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Работа над глиняными статуями Михаила Федоровича и Ивана Сусанина в натуральную величину заняла у В.И. Демут-Малиновского много времени и сил, так как первая модель в 1839 году рухнула, и все пришлось делать заново. К началу 1842 года скульптора была завершена.

В феврале 1842 года последовало заключение контракта с петербургским мастером И. Гамбургером, который обязался выполнить все части памятника в бронзе, что и было сделано к осени 1845 года.

Но автор не дожил до открытия своего памятника в Костроме, он скончался за 5 лет до исторического события, 16 июля 1846 года.

Первые четыре кирпича

Торжественная закладка памятника состоялась на Сусанинской площади 2 августа 1843 года. Из кафедрального Успенского собора был совершен крестный ход с Федоровской иконой Божией Матери, возглавляемый епископом Костромским и Галичским Виталием (Щепотовым).

Последовал молебен и водоосвящение. При закладке будущего монумента первые четыре кирпича были положены: епископом Виталием - к востоку, костромским губернатором Н.И. Жуковым - к северу, губернским предводителем дворянства М.П. Куприяновым - к западу, городским головой Н.И. Малышевым - к югу.

Гранитные плиты для пьедестала и колонна, на которой должен быть установлен бюст Михаила Романова, прибыли в Кострому из Петербурга 19 сентября 1843 года. Через 2 года установили постамент с колонной, а в августе 1847 года доставили все бронзовые части сооружения.

«…Ивану Сусанину … благодарная Россия»

Основной частью памятника царю Михаилу Федоровичу и поселянину Ивану Сусанину была колонна «смешанного стиля полудорийского и отчасти флорентийского (эпохи Возрождения), с капителью и цоколем». Над капителью высился грудной бюст царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха и в бармах (принадлежность к украшениям княжеского или царского наряда с изображением святынь, украшенные самоцветами и жемчугом), на груди бюста был четко виден позолоченный крест.

На лицевой средней части колонны выделялся губернский герб Костромы: щит, разделенный на четыре части, в первой из них золотой крест, в четвёртой — серебряный полумесяц, обращенный вниз, и скрещенные сабли внизу.

Колонна покоилась на довольно массивном пьедестале, представляющим почти параллелепипед, у цоколя которого была помещена коленопреклоненная статуя народного героя в крестьянском костюме.

Единственный барельеф украшал медальон пьедестала с лицевой стороны памятника: сцена смерти Ивана Сусанина из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

На обратной стороне пьедестала была высечена позолоченная надпись «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившему поселянину Ивану Сусанину благодарная Россия», на правом медальоне - «1851».

Двумя уступами плотно к постаменту монумент был «окаймлён фигурной, вылитой и бронзированной решеткой, орнаментированной государственными гербами и древнерусскими бердышами». Скульптурный ансамбль дополняли четыре чугунных фонаря по краям решетки.

До открытия памятника оставалось совсем недолго, но «случившийся в начале сентября 1847 года грандиозный пожар, испепеливший чуть не всю Кострому» вновь отложил этот событие. Сам памятник, к счастью, не был тронут огнём, но сильно пострадавшему от пожара городу ещё несколько лет было не до торжественных церемоний.

К лету 1850 года монумент на Сусанинской площади был полностью готов, к этому времени в основном завершилось восстановление центральной части Костромы.

14 марта 1851 года

По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года - день Федоровской иконы Божьей Матери, главной святыни Костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых.

Накануне открытия памятника в г. Кострому съехалось почти все дворянство губернии во главе с уездными предводителями, прибыли депутации коробовцев и земляков Сусанина - крестьян села Домнина, пришло и приехало немало жителей из уездных городов и большое количество крестьян из ближайших сел и деревень. По мнению очевидцев на площади в день открытия было до 30 тысяч человек.

Ранним утром 14 марта 1851 года толпы народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трех сторон шеренгами солдат.

Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе, которую в присутствии первых лиц - губернатора И.В. Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина, ярославского губернского предводителя А.А. Волкова, уездных предводителей, военных и гражданских чинов, депутаций из Коробова и Домнина и других, отслужил епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий).

По окончании литургии выступил соборный протоиерей Е.П. Вознесенский. Из собора все присутствующие с многочисленными церковными хоругвиями крестным ходом отправились к памятнику на Сусанинскую площадь.

Впереди вместе с Федоровской иконой Божией Матери несли и главную святыню Ипатьевского монастыря - икону Тихвинской Божией Матери.

При появлении церковных хоругвий, выстроенный батальон внутренней стражи с военной музыкой и взводом конных жандармов отдали честь святыне.

Когда духовная процессия дошла до левого фланга батальона, то военные подразделения, перестроились в колонну справа и двинулись вслед за процессией под музыку духового оркестра.

По прибытии на площадь войска построились вокруг памятника с трёх сторон, а на четвертой, передней стороне памятника, обращённой к реке Волге, на устроенной эстраде, остановился крестный ход и все почтенные лица, принимавшие участие в процессе.

По окончании построения войск по данному костромским губернатором И.В. Каменским знаку, мгновенно упал с памятника покров и зрителям представился величественный монумент.

В «Исторической заметке о памятнике царю Михаилу Федоровичу и поселянину Ивану Сусанину» член Костромской губернской ученой архивной комиссии Николай Иванович Коробицын писал: «Памятник очень хорош в ансамбле, на первый взгляд он может показаться скромным. Но это и составляет его главное достоинство, он много выигрывает в перспективе, он почти величественен, если наблюдать его при подъёме с арки приречной или береговой заставы… и с довольно удаленных от площади пунктов скромных улиц города, выходящих радиусами к площади. Видно, что проектировавший монумент был истинным художником: он внимательно изучил обстановку, имеющую очень важное значение в художественном отношении, он не последовал советам некоторых, желавших воздвижения более высокой колонны, по-видимому, более соответствующей важности события и идее последнего, художник изящно соблюл закон гармонии, так необходимый во всяком художественном произведении…».

Войска отдали памятнику честь и могучее «ура!» огласило воздух. Когда крики «ура!» смолкли, епископ Леонид освятил памятник, окропив его святой водой, и произнес речь, посвященную происходящему событию.

После этого была отслужена панихида по Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. В завершении церемонии оркестр сыграл гимн «Боже царя храни!» и военные подразделения под музыку прошли парадным строем перед памятником.

По окончании торжественной церемонии все начальствующие лица, высокопоставленные гости отправились на обед, даваемый костромским дворянством потомкам Сусанина.

Всем коробовским белопашцам на память были подарены бархатные шапки опушенные мехом, с серебряным позументом, на которых была вышита надпись дня открытия памятника: «14 марта 1851 года» , посуда из которой они пили и ели и по кульку, сшитому из малинового бархата, с золотыми звездами, наполненному разными сладостями.

Вне закона

66 лет простоял памятник на Сусанинской площади. Декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» от 12 апреля 1918 года, объявил памятник Ивану Сусанину вне закона.

7 сентября 1918 года в официальном органе новой власти «Советской газете» появилась небольшая заметка - «Снятие реликвий царизма», сообщившая: «Вчера в силу декрета Совнаркома преступлено к снятию с памятника Сусанину фигур Сусанина и царя Михаила».

Низверженные фигуры были отправлены к находящемуся неподалёку от площади музею (бывшему «Романовскому»), где и провалялись около года. В отчёте Костромского Научного общества по изучению местного края за 1919 год говорилось: «Ввиду отсутствия кладовой-сарая музей принуждён был отказаться принять части памятника Сусанина». Об их дальнейшей судьбе ничего достоверного неизвестно.

9 сентября 1918 года состоялось заседание Костромского горсовета, на котором было решено переименовать «Сусанинскую площадь» в «Площадь Революции» и разработать «правила конкурса» о новом сооружении - «Трибуны революции». «Трибуну…» предполагалось установить на месте бывшего памятника царю Михаилу Федоровичу и поселянину Сусанину.

К 7 ноября 1918 года на сусанинский пьедестал был водружен обтянутый кумачом обелиск увенчанный красным флагом.

На четырех сторонах обелиска были укреплены большие портреты деятелей российского и международного революционного движения. Перед обелиском находились деревянная трибуна для губернского и городского руководства. Сделанный в срочном порядке, памятник на площади Революции очень быстро пришёл в негодность.

В 1928 году обветшавший фанерный обелиск было решено убрать, а колонну, сбросить с постамента и зарыть тут же в сквере.

Ещё несколько лет после этого в центре площади Революции оставался постамент от сусанинского памятника, но вскоре был уничтожен и пьедестал.

Вновь объявлен народным героем…

В конце 30-х годов Иван Сусанин был объявлен народным героем, вопрос о сооружении памятника возник вновь.

Предполагалось, что памятник Сусанину будет делать Н.В. Томский, один из официальных советских скульпторов, автор многочисленных ленинских монументов по всей стране.

Этим планом не суждено было сбыться. В 1952 году ученик Н.В. Томского Н.А. Лавинский, защитил диплом по проекту памятника Сусанину.

Отказавшись от привычных, устойчивых представлений о Сусанине, навеянных оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя» он создал обобщающий скульптурный образ крестьянина, сознательно шедшего на смерть ради спасения Родины.

28 сентября 1967 года в г. Костроме состоялось торжественное открытие памятника.

В конце 50-х годов при проведении в центре города земляных работ «похороненная» колонна была обнаружена, извлечена из земли, около месяца пролежала в сквере, а затем увезена на территорию дорожно-строительного управления, где пролежала несколько десятилетий.

Возвращение

17 апреля 1992 года глава администрации Костромы Б.К. Коробов подписал постановление о возвращении центральной площади города её дореволюционного названия – «Сусанинская площадь».

Важным шагом по возвращению к подлинной истории стал историко-художественный фестиваль «Вехи», проведенный в 1993 году в связи с 380-летием династии Романовых, эмблемой которого явилось изображение старого сусанинского монумента.

На фестиваль в Кострому прибыли представители Российского Императорского Дома во главе с великой княгиней Марией Владимировной. Приветствие участникам фестиваля направил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Утром 28 мая 1993 года епископом Костромским и Галичским Александром в Троицком соборе Ипатьевского монастыря была отслужена панихида по погибшим членам императорской фамилии.

Насыщенный событиями фестиваль, впервые с 1913 года посвященный юбилею романовской династии, продолжался до 6 июня. Высшей точкой праздника стала показанная Большим театром 30 мая в Ипатьевском монастыре опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

17-18 июня 1998 года шестиметровая мраморная колонна, некогда являвшаяся составной частью первого монумента главному костромскому герою Ивану Сусанину, возвратилась в родные пенаты.

Водрузить достопримечательность на её историческое место оказалось невозможным, поэтому колонну поместили на газон, расположив в горизонтальном положении на бетонном постаменте.