Романовы и Макарьевский край. Работы макарьевских школьников к 400-летию Династии Романовых / Вклады Романовых и знатных лиц
Сохранение исторического наследия, миссия краеведческого музея в патриотическом воспитании макарьевцев.
На 18 Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном обращении сказал: «К сожалению, не только юное, но и зрелое поколение нередко забывает о том, что мы никогда не поймём, куда нам идти дальше, пока не уясним, как мы здесь оказались».
Задача музея сегодня помочь всем нам вернуться к традиционным духовным и культурным основам. В год 65-летия Великой Победы базовые мировоззренческие понятия, которые уже получили наши посетители музея: в детском саду, школе, приобретенные с последующим жизненным опытом, должны быть дополнены рядом музейных предметов так, чтобы сами предметы влияли на воспитание и формирование у человека любви к Родине. И, в своей работе, коллектив нашего музея стремится раскрывать примеры служения Отчизне. Знание о прошлом нашего края дают возможность каждому экскурсанту исторический опыт сопоставить со своим личным, семейным опытом. В музее можно увидеть живую историю, через своих дедов, выпускников своей школы или училища, людей, которые жили на той же улице, посещали тот же храм или Макариево-Унженский монастырь….
Работа в музее заключается в том, чтобы собирать, изучать, хранить и экспонировать музейные предметы. В рамках данной конференции необходимо остановиться на исследовательской работе «Трехсотлетняя история покровительства Романовых Макариево-Унженскому монастырю и городу Макарьеву». Тот, названный здесь «богатый материал» не настолько богат, как хотелось бы. В основном изучаем письменные источники по этой теме, а также сохранившиеся в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (наш музей филиал этого объединения) фотографий и документов. Благодаря изучаемым материалам можно выделить: «Почитаемые образы и вклады Романовых в Макариево-Унженский монастырь».
В «Описании Макариево-Унженского монастыря составленного из подлинных монастырских бумаг в 1834году» (изданном в Москве в 1835 году), «Памятной книге для Костромской Епархии» составленной Самаряновым В.А. в1868 году и «Летописи Макариево-Унженского монастыря Костромской Епархии» изданной в 1888 году составителем Херсонским И.К., удается, благодаря помощи Зудова А.И., идентифицировать по описанию некоторые фотографии сохранившиеся в Костромском музее-заповеднике. Эти фотографии датированы 1906 – 1908 годами. Выполнены по заказу КНО фотографом Василием Николаевичем Кларком. Им были отсняты культовые памятники нашей губернии.
Серия фотографий Кларка В.Н. из Макарьева была оформлена в отдельный альбом в 1910 году. На фотокопиях запечатлены: Грамота 1627 года, присланная царём и великим князем Михаилом Фёдоровичем игумену Макарию с братией об освобождении от платы монастыря за перевозы по рекам и о не взимании таможенных сборов за проезд по городам, когда монастырская братия имея право и выполняя обязанность данную царём Михаилом Фёдоровичем доставляла Святые воды в Москву к государеву двору. И о запрещении наместникам судить монастырских служащих и крестьян.
Грамота с автографом царя Михаила Фёдоровича.
Грамота от 20 сентября 1628 года царя и великого князя Михаила Фёдоровича и Святейшего Патриарха Филарета Никитича о предоставлении монастырём сбора пошлин с продаж лошадей на ярмарках, прежде шедших в казну.
И приписи на обороте Грамот царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и Иоанна Алексеевича с Петром Алексеевичем.
Первые присланные в монастырь Грамоты, приведённые в этих источниках от царя и великого князя Василия Ивановича датированы 1607 и 1608 годами о предоставлении монастырю «рыбных ловель» по рекам; двора в г.Унже и деревень.(2 грамоты)
Четырнадцать Грамот от царя и великого князя Михаила Фёдоровича, от Алексея Михайловича две Грамоты и подтверждения прежних документов, Грамоты царей и великих князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софии Алексеевны.
В фондах Костромского музея-заповедника сохранилась фотография святыни Макариево-Унженского монастыря иконы Макарьевской Божией Матери с чудесами – дар царя Михаила. (?)
И фотография чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери из Христорождественского храма города Макарьева (писанной Корнилием Улановым). К этой иконе по окончании богослужения в храме приложился цесаревич Александр. На стене церкви за правым клиросом, в память об этом выбита была надпись: 1837 года мая 16 дня Его императорское Высочество наследник Всероссийского престола Государь цесаревич и великий князь Александр Николаевич в сем Христорождественском храме с христианским благословлением и смирением слушал Божественную литургию, чем самым жители здешнего града, несказанно были обрадованы и осчастливлены. По окончании литургии Его Высочество изволил пожертвовать в церковь сто рублей ассигнациями».
Обитель преподобного Макария постоянно привлекала к себе особенное покровительство Российских Венценосцев. Наделяя монастырь землями и предоставляя ему права, цари одаряли его личными вкладами, «возводили его в лучшее состояние».
Царь и великий князь Иван Васильевич, после овладения по молитвам к чудотворцам, в том числе и преподобному Макарию, Казанью, жаловал Унженскую обитель. В древней монастырской описи упоминались ризы и оплечья бархатные шитые золотом- вклады Иоанна Васильевича.
Царь Фёдор Иоаннович прислал в 1596 году из московских дворян строителя Давида Хвостова, чтобы «возвысить и украсить обитель Унженскую».
Царь и великий князь Василий Иоаннович Шуйский, кроме раннее приведённых Грамот, жаловал монастырю образ Чудотворца Макария (оклад для этой иконы – дар князя Дмитрия Шуйского) и вышитый серебром покров на гроб чудотворца Макария. И «золотой чеканный со многими мощами святых» крест. «На нём 8 камней, яхонты, лалы, изумруды и бирюза, по левой стороне низан довольно крупным жемчугом». С надписью на верхней и нижней сторонах.
Первый царь и великий князь из династии Романовых «по великому усердию, вере, любви к преподобному Макарию двукратно посетил…Унженскую обитель» : до воцарения «для испрошения утешения и облегчения тяжкой участи» и для «принесения благодарения за избавление родителя Его Филарета Никитича из плена польского». Пожаловав монастырю вотчины, земли и разные угодья, Михаил Фёдорович прислал в монастырь дары, денежные пожертвования и складную икону Казанской Божией Матери.
«На голове Божией Матери убрус с четырьмя привесками, низанными жемчугом, на привесках 4 креста с бирюзой и жемчугом, на убрусе серебряная звезда с жемчугом; венец с короною и цатою серебряные, на венце и короне 16 разноцветных камней».
«Всегда являл особое попечение и радение об обители» патриарх Филарет. В 1626 году он подарил напрестольный резной крест из масличного дерева с резьбой с двунадесятыми праздниками.
Алексей Михайлович прислал в Макарьевский монастырь «своего Государево жалования 500 рублёв» и большой колокол. Брат царя – Дмитрий Годунов так же присылал в дар колокол в лето 7204 (то есть 1696году).
Фёдор Алексеевич «имея искреннюю веру и любовь к преподобному Макарию Унженскому чудотворцу» украсил надгробный образ чудотворца и «всегда изъявлял сильное желание посетить смиренную обитель на Унже», им были присланы в монастырь дорогие церковные облачения: ризы, стихари, пелены и церковная утварь.
Из благородного сословия дворян, благотворителем монастыря был боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Богдан Матвеевич «имел великую любовь и уважение к игумену Митрофану (епископу Воронежскому и чудотворцу). Вкладами в монастырь Хитрово являлись: золотой чеканный крест со святыми мощами, напрестольное Евангелие, подаренное ему царём Фёдором и украшенное и покрытое серебром и золотом, три шитые золотом и серебром и низанные крупным жемчугом драгоценные воздухи.
В монастыре хранились вышитые шелками, золотом и серебром пелены шитые матерью Михаила Романова инокенией Марфой и вклад князя Дмитрия Пожарского «шитая по красной камке золотом серебром и шелками» его супругой пелены.
В иконостасе Макарьевского храма находилась икона дар боярина Богдана Хитрово икона преподобного Макария в рост с изображением вверху Святой Троицы в виде трёх ангелов и под ней монастыря (на иконе риза, венец и цата серебряные вызолоченная с камнями, внизу дарственная надпись). В храме за правым столбом под резной позолоченной сенью гробница преподобного Макария, где находились его мощи.
В 19 веке хранились в монастыре множество других вкладов, в почитаемую в России обитель. Макарьево – Унженский монастырь одна из православных святынь, восстанавливающаяся в наше время и, может быть, при нашем участии. Это не только место паломничества великих князей и царей, но и один из духовных центров нашего края.
Если на первом этапе проведённом в нашем музее работы мы занимались изучением памятных мест связанных с Династией Романовых, то сейчас на втором этапе мы видим свою задачу в исследовании письменных источников, документов, фотографий, а так же планируем создать к юбилейной дате экспозицию на которой широкий круг посетителей сможет познакомиться с многогранной историей покровительства, насчитывающей более трёх веков.