Романовы и Макарьевский край. Работы макарьевских школьников к 400-летию Династии Романовых / Опыт государственного правления
Смирнов Алексей, учащийся 11 класса МСШ №2
Опыт государственного управления в период правления Романовых, применимый в сегодняшней практической деятельности.
Добрый день уважаемые присутствующие.
Все мы прекрасно знаем, что это мероприятие проходит в составе Романовского фестиваля. Время правления этой династии с 1613 года, когда внучатый племянник Анастасии и сын Фёдора Никитича Михаил Фёдорович был избран на царство, и его потомство правило Россией до 1917 года, вплоть до самой революции. Этот период ознаменован великими реформами, потрясающими победами и горькими поражениями! Поступки этого времени до сих пор сказываются на нашей с вами жизни.
Тема моей исследовательской работы называлась: Опыт государственного управления в период правления Романовых, применимый в сегодняшней практической деятельности. Начну с того что я не стал брать столь обширный промежуток времени, а взял правления императора, который внес большой вклад в реформаторскую деятельность, это Петр 1. Эпоха его правления была ознаменована величайшими преобразованиями! Но начнём по порядку.
И так Пётр 1 - Петр I великий [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной. 22 марта 1677 года Петр I в 5 лет начал обучаться.
По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея и, благословив, посадили за азбуку. Никита Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей, государь пожаловал ему двор, произвел его во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями.
Лишившись отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.
В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот (голландское boot. — лодка, судно) — общее название небольших моторных, парусных или гребных судов, предназначенных для различных перевозок, рыболовного, охотничьего промысла и др. (лоцманский бот, спасательный бот, бот десантный и т.п.)., который по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-
Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.
Из его детства видно, что он рос в семье, где всё было позволено, где для него не существовало запретов. Этот климат благоприятно сказался на реформаторской личности Петра, он чувствовал свободу и волю для творческого простора, как и подобает истинному императору. Петр 1 начал править Россией в глобальный кризис, но это не помешало ему провести преобразования в стране. Но перенесёмся в наше время: Сейчас объявляется много конкурсов,
цель которых найти талантливую молодёжь, так вот....... талантов будет больше если будет больше
своды, которая декларируется, но на самом деле в школе нужно много всего делать, не потому что - это хочется, а по тому что надо! Пётр 1 в молодые годы нашёл свой остров свободы -Немецкая слобода, где жили иностранцы, и пусть сам он поданным свободы не дал, этот урок истории необходимо усвоить, если регламентировать каждый шаг, прогресса не будет! Вернемся к нашей теме! Реформы Петра, в общей сложности их было 11:
- Реформы государственного управления
- Областная реформа
- Контроль за деятельностью государственных служащих
- Реформы армии и флота
- Церковная реформа
- Вероисповедная политика
- Финансовая реформа
- Преобразования в промышленности и торговле
- Социальная политика
- Преобразования в сфере культуры
- Образование
Даже по этому списку можно заметить объём проделанной работы! Но всё ли было так радужно на самом деле. Нет. В правлении Петра были и минусы.
Пётр своими преобразованиями хотел приспособить Европейские идеи к русским устоям! 17 век в Европе - это век рационализма. Успехи в науках создавали иллюзии, что человеческие возможности безграничны. Христианские идеи блага на небе за страдание на земле, уже не устраивали людей. Благо на земле, благо для всех казалось вполне возможным, это утверждали философы. Они и указывали и пути установления всеобщего блага с помощью государства. Именно государство казалось самым замечательным современным инструментом достижения счастья человечества. Другим непременным условием существования счастливого человечества было признано существование абсолютной власти, являющейся как бы душой государства, Высшей силой, не подлежащей ничьему кроме Божьего контроля. Эта власть и должна была вести подданных к «Общему благу», по пути указанному философами. Государство при этом выступает во многих обличиях: строго регламентирует жизнь людей, воспитывает подданных в нужном духе. Если подданный не стал сознательным, образованным, ответственным, преданным престолу и отечеству, государство применяет насилие, принуждение. Идея достижения прогресса через насилие, принуждение прочно вошла в сознание! Пётр также видел в насилии чуть ли не единственный способ преображении страны, и не раз высказывался по этому поводу. В указе о принудительном обучении крестьян работе с неведомой В России косой при уборке хлеба.(1721) Он писал президенту Калиф-коллегии Голицыну: « Сами знаете, хотя часто добро и надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают».
Царь отводил себе тяжёлую роль мастера, учителя, который мучается со своими тупыми, ленивыми, недобросовестными учениками - русским народом!
По поводу распространения мануфактурного дела: «что мало охотников и то правда, наш народ, яно дети, которые никогда за азбуку не сядут, пока мастером не приневолены будут, но когда выучатся, тогда благодарят».
Закон регулировал всё! «Поданные не только обязаны были нести указанную службу государству, он должен был жить в жилище построенному по указанному чертежу, носить указанное платье и обувь, предаваться указанным увеселениям, в указанных местах лечиться, в указанных гробах хорониться и указанно лежать на кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указанные сроки ».Очень современно звучит эта цитата. Этот урок Россия точно усвоила, а надо бы уже учиться нашему правительству не свою волю диктовать, а учитывать потребности сообщества.Руководство странны в 20 веке и в 21 проводя реформы не думает о цене этих преобразований, считая что результат оправдывает страдания! Так ли оно?
Сколько ещё нужно просить народ потерпеть , а потом будет счастье. Реформы Проводить надо, но не за счёт народа, а для него. Современные учёные универсальными критериями прогресса считают степень свободы человека, гуманизм. Поэтому петровские методы не приемлемы.
Отдельно остановимся на реформе армии и флота. Наша страна всегда славилась своей непобедимой армией и выдающимися полководцами. У нас много страниц в истории которыми можно гордиться. Во все времена и все правители понимали, что без могущественного щита, сверхдержава существовать не может, Пётр не исключение, он провёл великолепные преобразования в результате, которых была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. Как итог: победа над сильнейшим государством того времени - Швецией.
Многими реформами мы пользуемся и посей день, например: Областное деление, до сих пор актуально, правда, количество областей увеличилось.
Привлекательной и актуальной является реформа формирования правящего сословия -
дворянства. Дворянство хоть и правящее сословие, но оно поставлено было в жесткие рамки, обязано было учиться и служить. В 1714 году - указ о единонаследии, это прежде всего забота о пополнении казны, чтобы дворянские владения не дробились, исправно платили налоги, поставляли рекрутов. Мне кажется современные реформы бушуют как раз потому, что властьимущие «пребывают во власти», но совсем не служат государству.
В заключении хочется сказать об итогах правления Петра.
К концу правления была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат ( Реформа государственного управления), были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов». Что же можно взять из его правления в пример нынешним политикам, я думаю его упорство, стремление к техническому прогрессу, дальность мышленья и наверно бесстрашие перед новым, не изведанным! И главное результативность. Задумал завоевать выход к балтийскому морю-завоевал, нужна регулярная армия -создал. Необходим флот - он появился. Пользуясь случаем, хочется дать совет: «История -это хранительница веков и учитель жизни, -сказал Цицерон, на бумаге выглядит всё просто, все умные речи говорят, а на деле урок истории оказывается не выученным, прежде чем планировать что-либо, и заимствовать что-то с Запада надо хорошо подумать, а нужно ли нам это, может лучше проанализировать события отечественной истории».