Романовы и Макарьевский край. Работы макарьевских школьников к 400-летию Династии Романовых / Живопись эпохи Романовых
Живопись эпохи Романовых 1613-1617 г.г.
Выступление Юрия Михайловича Фролова директора Детской художественной школы, заслуженного работника культуры.
Я предлагаю вашему вниманию краткий обзор того, что происходило в изобразительном искусстве России в период правления Романовых – наиболее значительные моменты в истории живописи.
Начало 17 века – Россия самобытная страна, без влияния Запада. Это иконопись, народное самодеятельное творчество. К концу 17-го и началу 18-го века Пётр 1 обращается за помощью к другим государствам, отправляет на обучение лучших российских мастеров. Появляется светское, классическое искусство, одним из представителей которого стал портретист Аргунов. Затем знаменитая троица портретистов – Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Портреты современников. Наиболее значителен портрет Лопухиной кисти Боровиковского- нежный образ мечтательной женщины, красота человеческих чувств.
Далее – Тропинин, Кипренский. 1827 год. Портреты Пушкина. По поводу портрета, исполненного Кипренским Пушкин сам сказал – « Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». В один год с Пушкиным родился Брюлло Карл Павлович. После написания картины «Последний день Помпеи» площадью 30 кв. м. Указом Николая 1 к фамилии художника добавляется буква «В», дабы фамилия звучала по-русски. « И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день» - Пушкин.
Александр Иванов – «Явление Христа народу» - 1830-1850г.г. площадью 40 кв. м. Иоанн Креститель извещает людей о приближающейся исключительной личности, которую так долго ждали, которая будет судить их, и которая спасёт их.
Указом Николая 1 в фамилии Иванов меняется ударение со второго слога на первый – Ивановых на Руси много, а художник Иванов - один.
Николай Ге – «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея. Это историческая драма, это семейная драма, столкновение двух взглядов на развитие России.
Иван Шишкин. 1832-1898г.г. Современники называли его царём леса. Богатырь не только ростом, но и вкладом в русскую пейзажную живопись.
Исаак Левитан – душа русской природы. Его мощное полотно «Над вечным покоем».
Иван Крамской - «Христос в пустыне» 1872 г. Эта картина – обобщенный образ судьбы и высокого жизненного подвига.
Далее Репин Илья. Серия исторических картин, портретов современников - «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Мусоргский», «Третьяков».
Василий Суриков – фигура № в русской живописи. Его произведения – это драма, столкновение старого и нового. «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».
Сильные необычные фигуры русского искусства – Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Борис Кустодиев. Пейзажисты Айвазовский, Куинжди, Щедрин.
Из 300 лет необходимо выделить 19 век, Золотой век, давший миру огромное количество мощных фигур по всем направлениям культуры.
Осмелюсь сказать - за период правления последующих десяти русских царей (после
Николая II – Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв, Ельцын, Путин, Медведев - такого расцвета в изобразительном искусстве не наблюдалось и пока не наблюдается.