Новости / Моральная Конституция России 2019 г. Автор Ю.И. Сидоренко

 

Уважаемые друзья, современное российское общество, оказавшееся в новых социально-экономических условиях, всё  ещё не выработало своих нравственных целей и ценностей.  Мы несём колоссальные потери от отсутствия системы морального воспитания, прежде всего, воспитания подрастающих поколений (потери социальные, экономические, политические, культурные, демографические, криминальные и т. д.). В связи с этим  ещё  в 2008 году была издана брошюра под названием «Моральная конституция России. Нравственные принципы и нормы современного российского общества». Она получила одобрение широкой общественности. Автор работы - Ю.И. Сидоренко, доктор философских наук, действительный член Академии естественных наук России.

Сейчас готовится её второе, расширенное издание. Перед публикацией автор предлагает провести широкое обсуждение предложенного варианта, поскольку участие новых авторов в совершенствовании такого документа  может  стать началом формирования  нового этапа в развитии российского  общества.  

Отзывы, пожелания и предложения просьба направлять на электронный адрес: koizdat@mail.ru, которые будут размещены на сайте «кострома100.рф», в разделе «Новости, контакты» , страница « Моральная конституция России». Благодарим за участие! 

 

Владимиру Владимировичу Путину

Президенту Российской федерации

Письмо от 18 апреля 2019 г.

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Чуть более десяти лет назад была опубликована моя брошюра «Моральная  Конституции России. Нравственные принципы и нормы современного российского  общества». (Предварительный её вариант,   как мне было сообщено из Вашей администрации,  находится в Вашей библиотеке).

Этот  документ, предложенный впервые в истории  России,  но далеко не первый по духу и направленности в мировой истории  (если  считать ещё  с законов великого Ману) сразу вызвал огромный интерес. Его поддержали значимые политические фигуры, в том числе   руководители ведущих партий. С. М. Миронов, например,  вступил со мной в подробную переписку. В. В. Жириновский, сразу оказал материальную поддержку.  Телеканал «Россия-1» подготовил содержательный телефильм.  (Единственный, кто никак не отреагировал на моё обращение,  был Д. И. Медведев, хотя именно ему,  как начинающему президенту,  и была посвящена моя работа. Впрочем, судя по материалам 18-го  съезда партии «Единая Россия», руководство партии ныне стало осознавать  гигантское значение морали  как регулятора жизни общества и предложило своим членам всё-таки усваивать кое-какие «моральные заповеди»).

Я и мои коллеги (в том числе на кафедре этики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Института философии академии наук РФ)  уже намечали программу нравственного  воспитания подрастающих поколений  с изданием соответствующих учебников, проведением публичных обсуждений, созданием теле- и кино-клипов,  наглядных пособий и т.д. (Кстати,  лично  я теоретическими  и практическими проблемами морали  и нравственности занимаюсь давно. Например, ещё в 2005 году была опубликована моя большая  (около  500 страниц) работа «Философия морали: новый подход», не говоря уже о большом количестве статей на эту тему).

Была создана массовая областная общественная организация «Память России», основной нравственной задачей, которой стало «формирование обновлённого национального самосознание русского народа на основе уяснения единства и высокой ценности всех этапов его истории, всех поколений и социальных  слоёв, всех проявлений народного духа, готовности в едином сборном состоянии   встретить встающие перед человечеством и Россией испытания грядущей эпохи».  Активно включилась в эту работу Костромская областная дума. 

Департаментам администрации Костромской области было поручено формулировать свои предложения по совершенствование нравственного  воспитания.  Планировалось и многое другое.

Но внезапно по соответствующей «отмашке сверху» всё  пресеклось. Сопротивление некоторых тогдашних носителей власти выработке и пропаганде новых нравственных ценностей возникшего общества объяснялось многими причинами. И, прежде всего,   тем, что  аморальное поведение этих  господ стало бы слишком очевидным для широких масс.

Но, видимо, сыграло свою роль и  непонимание  многими тогдашними работниками «идеологического фронта» разницы между явлениями «мораль» и «нравственность» (что, впрочем,  приходится констатировать и сейчас).

Этические понятия вообще очень  многозначны, размыты и запутаны. Здесь,  к сожалению, нет возможности заниматься этими дефинициями. Можно  лишь обратить внимание, на то, что  мораль любого  этноса – это его генетически обусловленные исходные социальные  потребности, направленности, влечения,  чувства.  Мораль  изначально детерминирует образ жизни, совокупность  базовых ощущений добра и зла, правильного и неправильного. Нравственность же это – истолкование  рациональным  сознанием «идущих  изнутри» моральных смыслов. (О таком различении морали и нравственности писал ещё  Гегель).

Нравственность можно  довольно быстро изменить в зависимости  от изменений социальных  «показателей» общества, а мораль данного этноса убить нельзя, так как его  мораль –  это   его этногенетическая основа. Любой руководитель, вождь, которой  не понимает морали собственного народа,  в конечном итоге выбрасывается с политической сцены. (Типичнейший пример – М. С. Горбачёв).

Моральный разгром — самый страшный разгром в мире. Именно после полного интеллектуального и морального банкротства  руководства  КПСС исчезла и сама КПСС.  А одна из самых могущественных в истории держав была уничтожена простым поднятием нескольких десятков рук.

Сейчас в стране серьёзный моральный кризис. Он, в частности,  проявляется в том, что  в сознании людей, особенно молодых,  в литературе и искусстве, в культуре в широком смысле утрачены ориентиры добра и зла, высокого и низкого, морального и аморального. К примеру, 90% современной российской киноиндустрии  «покоится» на «трёх китах» – сексе, деньгах  и крови.  Слова современных популярных песен – набор простейших сексуальных ассоциаций.   Великая русская  культура, которая  всегда базировалась на идеалах добра, истины и красоты,   девальвируется. Мы теряем молодёжь, особенно её  женскую часть. 

Всё  это  приводит к тому, что  лишившись собственной духовности, наша молодёжь принимает примитивные поделки англо-саксонской культуры за мировые откровения. Это  не просто печально. Это  губительно. Через 20-30 лет исчезнет русский  дух, русская  душа. Россию можно  будет взять «без выстрела» со всей её военной и политической мощью, как это  случилось с героической и могущественной Спартой, просто бездумно перенявшей нравы Афин.

Для русского  народа его мораль имеет особое значение. Русский  народ как народ-коллективист  не может  жить без ощущения   морального  смысла своего  поведения и без руководящих нравственных  авторитетов. Мораль является величайшим достоянием русского  народа. Именно она позволила русским людям достичь невероятного исторического  прогресса, отстоять своё первородство. У русского  народа планетарное,  а не эгоистическое, индивидуалистическое  мышление, огромный (и далеко не востребованный)  моральный потенциал. Тот, кто сумеет опереться на черты этого  потенциала,  вдохновит наш народ, обеспечит действительный прорыв России  в истории.  Без духовно-нравственной  жизни для русского человека  «земля безвидна и пуста».  Именно русский человек  живёт «не  хлебом одним».

Растущее экономическое расслоение в стране разобщает общество и,  как известно из истории, очень часто кончается социальным  взрывом.  Надо восстанавливать единство нации. (Вспомним очень правильный лозунг коммунистов  – «основа всего –  моральное и политическое единство народа». Этот  лозунг долгое время был руководством к действию для любого сознательного человека  в стране.

Общенародная мораль в стране с гигантскими этническими, экономическими и конфессиональными различиями – главное средство установления подлинного  единства народов и вер. Единая мораль позволит восстановить и прерванную связь времён. Великие ценности русского  народа, которые создали нашу страну в прошлом, в частности,   солидарность, коллективизм, взаимоответственность,  жертвенность, служение каждого  человека  своему народу и т.д. вновь обретут своё место в сознании россиян.

Вложение в мораль, в нравственное развитие народа – это  то вложение в человеческий  капитал, которое  даёт самые большие «дивиденды» и государству,  и обществу. Даже в чисто экономическом  выражении сотня миллионов рублей, потраченная на нравственное воспитание народа, даст экономию в миллиарды, которые идут ныне на деятельность всех форм правовой регуляции, содержание полиции, пенитенциарных учреждений и т. п. Поможет решать многие социальные, в том числе  демографические,  проблемы.

Из-за отсутствия провозглашённых нравственных  ценностей наша страна несёт колоссальные моральные и политические потери на международном уровне, в том числе  в историческом  соперничестве со США. Представитель  США в ООН Ники Хейли недавно заявляла, что  «Америка для всего Мира является совестью Мира», «Америка – моральный образец». В военно-политическом издании «Task & Purpose» в статье от 24.12.2018 г.  «Моральное  лицемерие России» говорится, что  «американцы действуют во имя света и добра». Американские военные говорят о «моральном превосходстве США над Россией». Полковник армии США Джеймс Мак Доноу, находящийся ныне на дипломатической службе, недавно заявил, что  «русские  должны молчать и слушать, когда американцы им что-либо говорят, поскольку действия США базируются на морали и  этике, а русские руководствуются циничным эгоизмом».

Меня и моих  коллег-профессионалов подобные суждения крайне возмущают, прежде всего, из-за их безусловной лживости. Отнюдь не американский, а именно русский  народ  –  самый нравственный народ в мире. Именно  русские  – спасители и надежда мира,  исторически призванные проповедники добра и справедливости,  жертвенности во имя другого, других. (В чём, как известно,  и смысл подвига Христа,  столь близкий каждому  русскому   человеку).  

Эти  мысли должны чаще звучать в эфире и на экранах. Нам хватит обороняться или оправдываться перед Западом (даже за свои победы). Необходимо как можно  скорее переходить к наступлению, к обличению реального мирового зла, к моральной победе над Миром во имя самого Мира. Провозглашённое  служение высоким моральным идеалам, безусловно, поднимет Россию   в глазах лучших представителей мировой общественности.

Ощущение  своего морального превосходства, своей моральной правоты даст могучую силу нашему народу.  (Вспомним моральную заповедь, которая  вдохновляла  нас  даже в самые страшные периоды Великой отечественной войны:  «Наше дело правое.  Враг будет разбит,  победа будет за нами». А Наполеон считал, что  моральный фактор в любой войне имеет в три раза большее значение, чем материальный). Будет покончено с рабской зависимостью от суждений западных «праведников». У многих людей  исчезнет комплекс неполноценности, ощущение духовной оккупированности страны.

Однако  нашим американским партнёрам надо отдать должное. Они очень  хорошо понимают значение нравственной составляющей в идеологии и политике,  в «гибридной войне». Например, ещё в шестидесятые годы прошлого столетия в  ответ на предложенный Ф.  М. Бурлацким и закреплённый потом в Программе КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма» из 12 пунктов,  американские коллеги тут же предложили свой «моральный кодекс» из 10 пунктов.  Многие его положения сохраняют своё значение по сию пору и позволяют им,  в частности,  говорить о своём моральном превосходстве. На «моральном поле» мы сейчас серьёзно проигрываем. 

В настоящее время мир в целом  переживает этап морального распада.  Поэтому  сейчас он,  как никогда,  нуждается в новой планетарной  моральной  идее или группы  моральных идей. (Ещё    А. Эйнштейн считал, что  открытие нового морального закона важнее открытия новых физических законов). Нынешняя моральная деградация   Запада в свой дальнейшей эволюции,  может  привести вообще к гибели   цивилизации как таковой. Сначала нынешний гомосексуализм, потом зоофилия, потом каннибализм,  потом проповедь массового суицида – всё  как проявление свобод и прав личности. В историческом контексте за таким этапом следует  жесточайшая схватка и диктатура. (Это  хорошо   показали ещё  Платон и Аристотель).

Цивилизацию надо спасать. Прогрессивные  моральные идеи ныне  может дать именно Россия. В частности,  – это  построение «этического государства»,  о котором я  пишу в своих работах.  Нам снова нужно провозгласить нравственные  идеалы и указать  наши моральные образцы.

Новому социально-экономическому строю в России   требуется и новая нравственность,  но социально  эффективной она будет, только  если её опорой будет мораль русского  народа, то есть  его генетическая психология. Обращение к новым моральным стандартам  поможет подготовить общество  к дальнейшему совершенствованию  политической и социально-экономической системы, без чего реальные исторические  прорывы делаются крайне проблематичными.  В предлагаемых нами  нравственных  принципах и нормах современного российского  общества  найдут своё место и смысл жизни и богатые,  и бедные.

Моральное воспитание – самый сложный и тонкий раздел социализации личности. Поэтому саму идею морального воспитания легко извратить. Здесь легко впасть в формальное морализирование  или тупое заучивание моральных  текстов.  (Давно стало ясным, например, что  мир погибнет, если начнёт жить только    по заповедям Нагорный проповеди Христа). Требуется поиски и мобилизация учёных и практиков морального  воспитания для создания новых учебников, методов и средств воспитания.

В настоящее время я готовлю новое издание своей работы. В ней будут новые положения, и она выйдет под другим названием, так как  название «Моральная конституция»  не совсем соответствует её главным целям (целям просвещения и информации).

Мы предложим свои программы  Министерству просвещения,  Министерству культуры,   Министерству внутренних дел, Министерству обороны,  общественным организациям.

Владимир Владимирович, если  Вы хоть в какой-то форме поддержите меня и моих коллег, специалистов, работающих на ниве теории и практики нравственного  просвещения народа  по формированию на современном уровне нравственного  сознания   народа,   это  даст нам важнейший стимул и гарантии того, что  на каком-то этапе вся наша деятельность не будут вновь кем-то пресечена или извращена. (Или,  как всегда,  всё ограничится дежурной отпиской).

Но посмотрим на проблему с высоты эпохи. Мышление моральными категориями – это  более  глубокий тип мышления, свойственный именно  выдающимся руководителям народа. Например, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг снискали авторитет в мире и любовь своего народа именно за их нравственное подвижничество. Лидер становится вождём, когда начинает обращаться  не только  к уму, но и к душам людей.

Мудрейший патриарх Алексий II за год до своего ухода в бессмертие говорил о необходимости  развития светской нравственности.

Поэтому  нам бы очень  хотелось, чтобы всю эту грандиозную работу возглавили именно Вы, Владимир Владимирович, поскольку в настоящее время  Вы – главный нравственный  авторитет для российского (и не только  российского) общества. Для будущих исторических судеб   России и мира это  явилась бы огромным благом.

 

С уважением, Сидоренко Юрий Иванович

доктор философских  наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Костромской ГСХА,

действительный член Академии естественных наук РФ, заслуженный работник высшей школы

 

МОРАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Автор Ю. И. Сидоренко

 

Нравственные принципы и нормы современного российского общества

В «Моральной конституции России» исследованы и обобщены основные тенденции в социально-нравственном становлении российского общества. Учтены нравственные обычаи и традиции русского и других коренных народов, исторически населяющих Российскую Федерацию, общечеловеческие нормы морали, нравственное содержание христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма, других рели- гий, представленных на территории нашей страны, результаты этико-философских изысканий современных зарубежных и отечественных авторов. Отражены новые социально-политические и экономические реальности нашего времени, социально-психологические особенности современного российского общества. Даётся нравственное истолкование соответствующих по духу и содержанию положений Конституции РоссийскойФедерации.

Положения «Моральной конституции» предназначены для широкого использования в практике воспитательной работы (прежде всего, в нравственном воспитании подрастающих поколений). Они могут служить  ориентиром в совершенствовании социальных отношений и социальной политики в целом.

 

От автора

Фундаментом любого гражданского общества выступают его основополагающие нравственные ценности. Именно они позволяют каждому человеку чувствовать глубинный социальный смысл своих поступков, осознавать, что является хорошим и плохим, правильным и неправильным. Именно они скрепляют общество в единое целое.

Становление  гражданского  общества  в  современной  России  всё ещё отстаёт от исторических потребностей развития страны, прежде всего, потому, что его нравственное вызревание происходит (а иногда сознательно тормозится) крайне медленно. Отсутствие полномерной сложившейся системы нравственных целей и ценностей дезориентирует людей. Это негативно сказывается на характере социальных отношений, на морально-психологическом здоровье нации, отрицательно влияет на состояние всех форм духовной жизни, на воспитание подрастающих поколений, создаёт условия для криминализации части общества, мешает правильному истолкованию нашей истории и путей дальнейшего развития страны. Дефицит объединяющих нацию общепризнанных моральных ценностей усиливает социальное расслоение,

способствует противостоянию поколений, наций, конфессий. Единство государства подвергается серьёзному испытанию.

Без заявляемых в той или иной форме своих главных моральных принципов Россия фактически не присутствует в нравственном пространстве современного мира. Она не обретает собственное лицо, не обладает  своим духовным оружием в психологической (идеологической) войне с другими нациями, которая в мире ни на минуту не затихает. Нам нечего противопоставлять чуждым для нас ценностям и формам социально-нравственной организации общества, настойчиво навязываемым нам из-за рубежа.

Очевидно, что в настоящее время одна из важнейших задач нашего государства и общества – определение и открытое провозглашение системы наших новых фундаментальных моральных ценностей. Моральное единство народа (не в меньшей степени, чем его политическое единство) – основа безопасности и эффективного развития государства в любых самых сложных исторических обстоятельствах, в том числе в период нынешних стремительных политических, экономических и социальных перемен.

Обращение к первоосновным духовно-нравственным ценностям народа позволит вернуть мораль в число эффективных регуляторов общественной жизни. Поможет создать современные ориентиры в решении жизненных проблем различных слоёв населения, в первую очередь молодёжи. Послужит важным основанием для формирования социальной гармонии нового российского общества. Поднимет роль каждого человека, существенно укрепит демократические основы российского общества.

Одним из первых шагов на этом пути является  предлагаемый вниманию общественности материал, условно названный нами «Моральная конституция России. Нравственные принципы и нормы современного российского общества».

Изучение и обсуждение положений «Моральной конституции» может быть использовано как элемент социально-воспитательного процесса на занятиях в учебных заведениях разного уровня, в практике гражданского  воспитания в целом, в совершенствовании всех общественных отношений и в конечном итоге может явиться важным этапом духовно-нравственного становления современного российского общества.

 

Моральная конституция России

Нравственные принципы и нормы современного российского общества

Введение

В XXI столетии человечество вступило в принципиально новый период своей истории. Нарастают глобальные кризисы – демографический, сырьевой, энергетический, экологический, климатический. Нехватка средств для жизни во многих регионах планеты, существенные различия в уровне экономического благосостояния народов и темпов их развития, глобальные подвижки миллионных масс вызывают новые межгосударственные, межцивилизационные, межнациональные, межконфессиональные противоречия. Человечество качественно изменяется. Традиционные моральные основы во многих случаях извращаются или отвергаются. Возникает проблема пересмотра и развития нравственных  ценностей идущего в будущее мира. Свою роль в её решении выполняет и современное российское общество, активно созидающее новые социально-политические, экономические и духовно- нравственные основы.

***

Мораль – это выраженные в социальных требованиях и нормах обязательные начала жизни людей, формирующие человеческое сообщество как социально-историческое явление. Исходное понимание добра и зла определяет смысл поведения людей, лежит в основе фундаментальных политических и правовых идей, является отправной точкой всех социальных и гуманитарных наук, ядром вероучений. Высшие духовные ценности народов – представления о должном, о справедливости, смысле и цели жизни, идеалах, счастье и т. д. – итог всего их культурно-исторического развития.

Мораль русского народа – его величайшее достояние. Она указывала пути и спасала русский народ в годину самых тяжёлых испытаний, укрепляла его силу и объединяла народы, идущие с ним в едином историческом строю. Она определяла в прошлом, и будет определять судьбы России в будущем.

***

Перед современным российским обществом стоит задача формирования этического государства, социально-политические и экономические функции которого полностью соответствуют принципам гуманности и ценности человеческой личности. Становление нового морального мышления позволит гражданам эффективно отслеживать нравственную составляющую социальных отношений, послужит важным средством гармонизации общественной жизни. Формирование высокой моральной требовательности к поведению всех членов общества вне зависимости от их этнической или конфессиональной принадлежности, политического, социального или экономического ранга увеличит вес и значение каждого человека в регулировании социальных отношений, поднимет его достоинство и самоуважение. Это усилит демократические основы в жизни российского общества, увеличит его социальную энергию, существенно укрепит единство нации.

***

«Моральная конституция России» – это не официально декретируемая моральная идеология, а нормы и заповеди, которые выработал наш народ в процессе его исторической самореализации, включая весь опыт XX и XXI веков. В широком смысле – это основы социальной гигиены, организация безопасности жизнедеятельности, правила и порядок жизни человека современного российского демократического общества.

Одни положения «Моральной конституции» носят характер информации, другие представляют моральные нормы и требования, третьи устанавливают нравственные цели (идеалы).

 

Раздел 1. Нравственные основы российской государственности

1.   Высшая историческая цель российского общества и государства – всеобщее благо.

2.   Высшие моральные ценности – человеческая личность и общество.

3.  Высший нравственный принцип – справедливость, гармоническое сочетание интересов каждого отдельного человека и интересов всех, общества. Каждый на службе обществу, общество на службе каждого.

4.  Высшее моральное право каждого человека – право на счастье. Счастье каждого – условие счастья всех. Счастье всех – залог счастья каждого.

***

5.   Россиянин – это тот, кто считает Россию своей духовной или географической родиной и служит России. Каждый россиянин – представитель великого общества с великим будущим. Россия стоит на страже безопасности и интересов своих граждан в любой точке мира.

6.  В силу своей исторической роли, географического положения, экономического потенциала россияне несут особую моральную ответственность за судьбы человечества.

***

7.   Моральное равенство всех наций и народов страны. Неуважение к представителям другой нации, расы, ксенофобия, шовинизм – нравственная патология, свидетельство нравственной неполноценности человека. Противопоставление народов единой страны – предательство высших интересов многонационального государства.

***

8.  Личность каждого человека – неотъемлемое достояние нации. Каждый человек имеет право на полную самореализацию, если его самореализация не мешает самореализации других.

***

9.   Личность, личная жизнь неприкосновенны. Взгляды, принципы, убеждения, вкусы, предпочтения – все формы и проявления духовой жизни каждого – его личное дело. Общество заинтересовано в сохранении и развитии индивидуальности своих членов.

10. Политические и социальные права и свободы личности не должны противоречить её моральным обязанностям.

***

11. Наибольшую моральную ответственность перед историей и народом несут люди, осуществляющие высшую руководящую и направляющую деятельность государства и общества.

12. Нравственное значение власти, политического или социального объединения (партии, союза, движения и т. д.) определяется их стремлением и способностью служить России. Политические идеи, учения, программы, лишённые нравственного содержания, социально неприемлемы.

13. Деятельность работников государственных учреждений и органов местного самоуправления – непосредственное  выражение воли и морального содержания власти. Безнравственность поведения любого чиновника роняет значимость и престиж власти, снижает эффективность государственного управления.

14. Коррупция (продажность и подкуп), казнокрадство служащего, призванного стоять на страже государственных, общественных или корпоративных интересов, – тяжкое моральное преступление.

15. Особую нравственную ответственность при исполнении своих профессиональных обязанностей несут работники правоохранительных органов.

16. Работники суда и прокуратуры, нарушающие моральные нормы, недостойны занимать свои посты.

17.  Наиболее публичные виды деятельности (представителей средств массовой коммуникации, деятелей искусства, культуры) должны расцениваться, прежде всего, с точки зрения их нравственного содержания.

***

18. Любовь к родной земле, её народу, её истории, её культуре, гордость за своё Отечество – неотъемлемое качество истинного патриота России. Каждый россиянин должен знать и уважать прошлое своего народа, ценить великие деяния предков, служить тем же высоким целям, которые  создали наше Отечество и хранят его будущее.

19. Моральная (идеологическая) экспансия извне способна привносить в менталитет народа чуждые его психологии, культуре и верованиям ценности. Это может приводить к духовно-нравственной оккупации, пролагающей путь к оккупации военной. Политическая воля демократического государства как организованного общества должна быть направлена на утверждение и укрепление морали собственного народа, охрану его нравственной безопасности.

***

20. Исторический потенциал народа определяется его способностью защищать свою землю, материальные и духовные ценности, культуру, веру, государственный строй.

21. Земля Отечества неприкосновенна. Любой человек, посягнувший на целостность государства, – враг государства и народа.

22. Защита Отечества – священный долг мужчин и женщин.    К защите своей Родины каждый должен готовиться с детства. Служба в армии – почётная привилегия гражданина России. Отдать свою жизнь за Отечество – высший подвиг. Погибший за Родину – в народной памяти бессмертен.

23. Необходимые военные действия на территории страны или за её пределами должны диктоваться только интересами страны и народа, вестись на основе международного права и высокой гуманности. Неизбежное насилие должно сводиться к минимуму и может быть оправдано только высшими национальными интересами – охраны суверенитета, государственной целостности, политических институтов страны, свободы и безопасности народа.

24. Современное российское общество считает нравственно оправданными только справедливые – оборонительные и освободительные войны, помощь и поддержку подвергшимся нападению, борющимся за свою независимость государствам и народам.

***

25. Природные богатства страны, её недра, леса и воды – всеобщее достояние народа, основа его мощи и благополучия. Рациональное и бережное использование природных богатств – гарантия будущего нации. Россияне должны максимально сохранить и передать будущим поколениям этот бесценный дар.

26. Забота  об  экологической  безопасности,  экологическая  этика  – нравственная обязанность каждого. Нарушение экологического благополучия в любом масштабе – моральное преступление.

27. Отношение к наземным и водным животным и птицам, как домашним, так и диким, регулируется нормами права и морали. Человек в ответе за весь живой мир, за сохранение жизни на Земле.

***

28. Сохранение культурных и исторических ценностей, в том числе строений, памятников, парков, насаждений, целостных ландшафтов, водоёмов и т. д. – нравственный долг каждого гражданина страны.

 

Раздел 2. Нравственные основы российского общества

1.   Все люди равны, достойны уважения, любви и заботы. Каждый человек свободен во всех его проявлениях, если это не препятствует свободе другого. Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

2.   Мужчина и женщина равны, но существенно различаются по своим жизненным ролям. Отступления от принципа равенства нравственно оправданы только в пользу женщины-матери.

***

3.   Всякая работа почётна и важна для общества, для нравственного здоровья и полноценной жизни человека. Любой труд достоин справедливой оценки. Безделье и паразитизм в социально зрелом обществе нравственно неприемлемы.

***

4.  Собственность – проявление и продолжение личности. Материальное благополучие каждого, собственность, приобретённая трудом и талантом, законными и нравственными средствами, моральна, уважаема и неприкосновенна.

***

5.   Безусловная свобода совести (духовная свобода), свобода выбора религиозной веры или неверия. Каждый имеет право на религиозные или атеистические убеждения. Уважение чужих верований – неотъемлемая составляющая  духовно-нравственной культуры человека.

6.   Различные формы вовлечения людей в разного рода группы, объединения, союзы, секты и т. д., опасные для физического и нравственного здоровья людей, – аморальны.

***

7.   Родной язык каждого народа Российской Федерации необходимо сохранять и развивать. Русский язык – высшее проявление духовной культуры русского народа, форма приобщения всех людей, говорящих по-русски, к мировой культуре, одно из ценнейших достояний человечества. Хранить, чтить и совершенствовать русский язык – почётное право и обязанность всех, кто им пользуется.

***

8.  Выдающиеся представители народа, достигшие особых высот в своей деятельности – герои, подвижники науки, культуры, литературы, искусства, труда, спорта, любых других видов созидательной деятельности – достойны народного уважении и славы. Они – образец для подражания.

***

9.   Крепкое здоровье и долголетие россиян – основа физического и духовного благополучия нации. Максимальная продолжительность здоровой жизни – долг каждого гражданина страны. Каждый ответственен за собственное здоровье перед собой, обществом и будущими поколениями. Физическая культура, в том числе спорт, закаливание организма, тренировка духа и воли, оптимизм, постоянное стремление к победе – неотъемлемое условие полноценной и успешной жизни.

***

10. Сексуальная культура – важнейший элемент общей культуры человека. Сексуальное просвещение и поведение должно опираться на нравственные традиции и ценности данного сообщества. Половые отношения между конкретными людьми регулируются правом и моральными установками каждого. Торговля телом аморальна.

***

11. Злоупотребление спиртными напитками, использование наркотиков, сексуальные и другие извращения – позорно. Курение должно вызывать общественное порицание.

***

12. Дети – величайшее достояние нации. Они – источник и гарантия будущего благополучия страны. Государство, общество, родители несут  ответственность за физическое и психическое здоровье детей, их образование и воспитание. Отказ от содержания собственного ребёнка - тяжкое моральное преступление.

13. Крепкая семья – источник жизни, основа здоровья, счастья и благополучия всех её членов, залог нравственной безопасности общества. Продолжение рода – священная обязанность каждого здорового члена общества. Российская семья с двумя-тремя детьми – наиболее  оптимальная среда для достижения физического и духовного совершенства детей. Родители несут нравственную ответственность за детей до их совершеннолетия.

14. Уважение к собственным родителям, к лицам пожилого возраста, к больным и немощным людям, к людям с пониженными физическими возможностями (инвалидам) – одна из основ нравственности народа. Особая поддержка и внимание, посильная помощь и участие в их судьбе – показатель моральной культуры и зрелости общества.

***

15. Благотворительность и милосердие вне зависимости от их масштабов и формы украшают и возвышают человека. Они – свидетельство благородства и нравственного совершенства личности.

***

16. Способность уважать и ценить достижения чужой культуры – неотъемлемое качество просвещённой личности. Бездумное преклонение перед чужестранными формами и образцами, пренебрежение собственной культурой приводит к нравственному вырождению чело-века.

17. За пределами страны каждый человек представляет культуру и нравственность своего народа в целом. Аморальное поведение за границей наносит моральный, политический и экономический ущерб собственной стране.

***

18. Профессиональная (прикладная) этика регулирует поведение тех лиц, профессиональная деятельность которых имеет особое социальное значение и не может в полной мере контролироваться обществом. Она конкретизирует общие моральные принципы и требования применительно к особенностям этих профессий. Это врачебная и биомедицинская этика, административная этика, предпринимательская этика (этика бизнеса), этика работников правоохранительных органов, политическая этика (в том числе этика партийной деятельности, соперничества и сотрудничества в борьбе за власть и электорат, депутатская этика и т. д.), судебная и адвокатская этика (юридическая этика), этика преподавателя, этика учёного (этика науки), инженерная этика, этика работников СМИ, в том числе журналистская этика,  этика актёра, этика спортсмена, этика участника дорожного движения, этика работника торговли и бытового обслуживания и т. д. Все виды такой деятельности  неотделимы от их морального содержания. Невыполнение нравственных требований может нанести существенный вред должному исполнению самих профессиональных обязанностей. Общим требованием ко всем разновидностям прикладных этик является неукоснительное соблюдение соответствующими лицами главных моральных принципов общества.

***

19. Каждый человек должен стремиться исполнять правила этикета (установленного порядка поведения), принятые в обществе, как в целом, так и в определённых социальных группах или ситуациях (дипломатический, воинский, спортивный, церковный этикет и т. д.). Современные правила этикета отличаются обязательным сочетанием эстетичной формы и этичного содержания. Внешний рисунок действий не менее значим, чем их внутренняя целесообразность. Следует всегда помнить о главном нравственном смысле этикета: достигать своих целей, в наименьшей степени затрагивая цели других, не оскорбляя чувства и ожидания окружающих.

***

20. Бытовая культура – поведение человека, связанное с удовлетворением жизненных потребностей главным образом в нерабочее время, в местах проживания, отдыха и т. д. – непосредственное проявление общей культуры человека. Поступки, манеры, внешний вид на улице, в общественных местах, на праздничных и зрелищных мероприятиях, в заведениях культуры, предприятиях торговли и бытового обслуживания, в спортивных сооружениях, местах рекреации – в парках, на пляжах и т. д., на транспорте, в путешествиях, во время религиозных отправлений и т. д. должны соответствовать принятым нормам и традициям. Сохранение своего жилища, его эстетических, архитектурных и технических элементов, чистота и порядок в собственном доме, во дворах и прилегающих территориях – обязанность всех его жильцов, как взрослых, так и детей. Любые формы неуважительного отношения к окружающим, нарушение общественного порядка, загрязнение территории, воздуха, мешающие людям шумы и звуки, иные формы нарушения покоя граждан должны расцениваться как проявление распущенности и аморализма.

21. Публичное употребление нецензурной лексики – серьёзный  проступок, нравственно растлевающий личность и общество.

***

22. Отношение к местам упокоения (местам захоронения, мемориалам, кладбищам) определяет уровень культуры и гуманности каждого человека, социальной группы, народа. Забота об усопших, уважение, почитание их – важная скрепа человеческой духовности, доказательство понимания значения труда и подвигов людей на Земле.

***

23. Гуманное отношение к врагу, к военнопленным, раненым и больным военнослужащим армий противника, к гражданскому населению стран, участвующих в боевых действиях.

***

24. Гуманное отношение к преступникам, к лицам, совершившим те или иные правонарушения.

 

Раздел 3. Нравственные основы личности

1.  Нравственным началом личности является осознание своего достоинства, безусловной ценности собственного «я». Без любви и уважения человека к самому себе он не способен к полноценной самореализации, не может ощущать ответственность за себя и свои социальные действия.

2.  Каждый человек ответственен перед собой как человеком. Он обязан уважать в себе человека, хранить свою честь и человеческое достоинство. Должен торжествовать  принцип: чем больше свободы, тем больше ответственности.

***

3.  Моральная зрелость личности определяется её пониманием значения общества в её судьбе, способностью сочетать собственные интересы с интересами других. Духовное бессмертие человека – в его делах и других людях.

***

4.  Основные свойства моральной личности проявляются в любви к другому человеку, чувстве и сознании долга служить людям, чувстве соборности (коллективизма), чувстве справедливости, чувстве ответственности и честности перед людьми и собой. Нравственная личность невозможна без чувства любви к своей Отчизне, к священным ценностям своего народа – родной земле, вере, семье.

***

5.  Мораль хранит личность для общества, для самой себя и от самой себя. Мораль  заставляет человека бороться с собственными отрицательными наклонностями – лживостью, жадностью, крайним эгоизмом, безудержным стремлением к удовольствиям, алкоголю, наркотикам, к деструктивным и экстремистским формам поведения, разного рода извращениям, которые приводят к разрушению личности, физическим и психическим заболеваниям.

***

6.  В случае нарушения своей моральной природы возникает ощущение  несоответствия  поведения  человека  его  социальной  сущности  –  совесть,  проявление  ответственности  перед  другими  людьми и самим собой, служба сохранения моральной направленности человека. Способность к проявлению совести – важнейший показатель нравственного здоровья личности.

7.  На страже нравственности личности стоит стыд – боязнь потерять ценность своей личности в глазах окружающих,  утратить свою нравственную чистоту. Потеря стыда – нравственная патология.

***

8.  Мораль требует творить добро людям. Однако в силу свой природы человек для человека не только цель, но и средство для жизни. В этом источник морального зла. Зло – это причинение несчастья другому, пренебрежение его интересами, забота о себе в ущерб другому. Зло человек имеет право творить только во имя большего добра. За добро следует воздавать добром. За зло – отказом в добре.

***

9.  Идеалом современного российского общества является активная, духовно богатая личность, способная воспринимать и осваивать мир во всей его противоречивой полноте. Стремление к повышению уровня собственных знаний, постоянному росту образованности и культуры – высокая и благородная цель нравственно развитой личности, способной служить истине, добру и красоте.

10. Процесс воспитания и самовоспитания необходимо включает в себя формирование воли к совершению нравственных поступков. Моральный облик личности наиболее ярко выражается в её стремлениях и делах.

***

11. Моральное совершенствование личности – это каждодневный, непрерывный процесс нравственного освоения мира и самого себя,  бесконечное стремление к идеалу и к новым моральным целям.

**********

За свою более чем тысячелетнюю историю Россия прошла невероятно трудный, но всегда победный путь. Созидал и сохранял великое государство, прежде всего русский народ с его уникальными моральными качествами – соборностью, патриотизмом, бесконечным самоотвержением. Через все препоны его вела потребность в справедливости, совестливость, душевная щедрость. Именно эти качества помогли объединить вокруг русского народа множество других народов, делая их способными в общем потоке осуществлять собственное предназначение.

Мораль как овеществлённая душа народа будет вести Россию и дальше, указывая новые ценности и цели. Стремление к высшей духовности, глубинное ощущение человеческого всеединства, неизменная готовность к подвигу во имя людей позволит россиянам проложить путь к спасению себя и мира в грядущих исторических испытаниях.

Долг всех россиян – хранить и развивать свою мораль, свои лучшие нравственные качества. Это залог будущего счастья и благополучия России